RU

Новеллы регламента МКАС при ТПП Украины

February 6, 2019

Согласно статистическим исследованиям последних лет[1], в том числе и представленному на недавней конференции АВА исследованию РАА, которое опубликовано в 3 выпуске журнала, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины (МКАС при ТПП Украины) является наиболее часто избираемым российскими сторонами иностранным арбитражным институтом, а также одним из наиболее востребованных арбитражных институтов в регионе СНГ и Восточной Европы в целом, ежегодно принимая к рассмотрению в среднем 300–600 международных дел[2].

С момента своего создания в 1992 году МКАС при ТПП Украины был и остается единственным арбитражным институтом в стране, рассматривающим международные споры (за небольшим исключением в части морских споров и споров в сфере финансовой реструктуризации, которые имеют право администрировать иные институты). 

1 января 2018 года вступил в силу новый Регламент МКАС при ТПП Украины, утвержденный решением президиума ТПП Украины № 25 (6) от 27 июля 2017 года[3]. Он является уже четвертой редакцией арбитражных правил данной институции и заменил собой Регламент 2007 года.

 

Ключевые изменения

Основные новеллы Регламента МКАС 2018 года включают положения об ускоренном арбитражном разбирательстве (ст. 45), о докладчиках (ст. 10), о проведении процессуальных совещаний (ст. 37), о доказывании и доказательствах (ст. 52–55), о процессуальном правопреемстве (ст. 23), о проверке проекта арбитражного решения генеральным секретарем МКАС при ТПП Украинына предмет соответствия Регламенту МКАС (ст. 60), о конфиденциальности (ст. 68), об опубликовании арбитражных решений (ст. 71), об определении даты арбитражного решения (ст. 60), а также новые правила определения цены иска и соответствующей суммы арбитражного сбора в отношении неденежных требований (ст. 15).

Кроме того, Регламент МКАС при ТПП Украины 2018 года содержит ряд электронных и технических нововведений, позволяя, например, инициировать арбитражное разбирательство на основании арбитражного соглашения, заключенного в электронной форме (ст. 4), представить и направить документы, касающиеся арбитражного разбирательства, в электронной форме (ст. 11), подать электронные доказательства в электронной форме (ст. 52), обеспечить аудиофиксацию устных слушаний (ст. 50), использовать видео-конференц-связь для проведения процессуальных совещаний, слушаний, заслушивания свидетелей и экспертов (ст. 37, 47). 

 

Ускоренное арбитражное разбирательство

Новый Регламент дает сторонам возможность выбрать процедуру ускоренного разбирательства их дела. Соответствующий выбор может быть сделан как в арбитражном соглашении, так и уже после возникновения спора и даже инициирования арбитража – вплоть до подачи отзыва на исковое заявление. 

Сама процедура по общему правилу предусматривает один раунд обмена письменными пояснениями (при этом отзыв подается в течение 10 дней с даты получения искового заявления) и рассмотрение дела на основании документов – без проведения слушания.

Если стороны не договорились об ином, дело рассматривается единоличным арбитром, при этом состав арбитражного суда выносит арбитражное решение в течение 20 дней со дня завершения слушания дела.

 

Доказательства

Предыдущие версии Регламента МКАС при ТПП Украины вообще не регулировали вопрос участия в арбитражном разбирательстве экспертов, назначенных стороной, да и в целом содержали весьма обрывочные правила о свидетелях и вопросах доказывания. Новый Регламент заполнил этот пробел, посвятив целые четыре статьи (ст. 52–55) вопросам доказывания и доказательств, свидетелям, экспертам (назначенным сторонами и назначенным составом арбитражного суда), предписывая арбитрам оценивать доказательства «по их внутреннему убеждению».

Статья 52 содержит детальный список требований к письменным доказательствам и электронным доказательствам. Новый Регламент уточнил полномочия состава арбитражного суда в отношении истребования документов, допроса свидетелей, назначения экспертизы, осмотра вещественных доказательств, осмотра места, обращения в государственный суд за содействием в получении доказательств.

Новый Регламент также прямо разрешает должностным лицам и представителям стороны арбитражного разбирательства выступать в качестве свидетелей. По усмотрению состава арбитражного суда показания свидетелей могут быть представлены в письменной форме или в форме устных показаний. При этом, если свидетель, явка которого была признана арбитражным судом обязательной, без уважительных причин не явится на устное слушание для дачи устных показаний, состав арбитражного суда может не учитывать его письменные показания.

 

Повышение эффективности 

Помимо классической подачи процессуальных документов в бумажном виде, новый Регламент содержит правила о подаче документов и доказательств в электронной форме и получении документов из МКАС электронной почтой. 

Новый Регламент МКАС при ТПП Украины вводит дополнительные инструменты повышения эффективности разбирательства – например, путем проведения организационных совещаний (ст. 37), в том числе посредством видео- или телефонной конференции, с целью разрешения вопросов, связанных с проведением разбирательства, необходимостью установления процессуального графика, проведением устных слушаний и/или принятием процессуальных мер, уточнением отдельных оснований и требований и т.д.

Также новый Регламент позволяет использовать различные системы связи при проведении слушания, в том числе заслушивание свидетелей или экспертов посредством использования систем видео-конференц-связи.

Кроме того, появились положения, регулирующие возможность аудиофиксации хода устного слушания дела.

 

Решение

Новый Регламент МКАС при ТПП Украины вводит процедуру scrutiny в отношении проектов решений. Так, до подписания любого арбитражного решения состав арбитражного суда представляет его проект генеральному секретарю МКАС, который, не затрагивая независимость состава арбитражного суда в принятии арбитражного решения, может обратить его внимание на любые выявленные несоответствия проекта арбитражного решения требованиям настоящего Регламента, в том числе в отношении формы арбитражного решения, а также на ошибки, описки или опечатки. 

Кроме того, изменены правила определения даты арбитражного решения. Если ранее на решении была указана дата последнего устного слушания, то по новым правилам арбитражное решение считается вынесенным в указанную в арбитражном решении дату, которая определяется с учетом даты последней подписи арбитра, входящего в состав арбитражного суда.

В новом Регламенте зафиксирована политика опубликования решений МКАС при ТПП Украины. По общему правилу теперь президиум МКАС может принять решение о такой публикации в форме, не позволяющей идентифицировать участников арбитражного разбирательства, если ни одна из сторон в течение 30 дней с момента получения арбитражного решения или постановления не заявит возражений против такого опубликования.

Подводя итог, можно сказать, что в целом новая редакция Регламента МКАС при ТПП Украины заполнила множество пробелов, учла критику арбитражного сообщества и вызовы времени. И хотя проведенная реформа оставила простор для дальнейших улучшений, все же новый Регламент является значительным шагом вперед в развитии арбитражной процедуры в Украине. 

Елена Перепелинская, INTEGRITES, партнер, Киев


[1]См., например, статистические отчеты, публикуемые самими арбитражными институтами, в том числе МКАС при ТПП Украины https://icac.org.ua/ru/statystyka-ta-praktyka/statystyka/, МКАС при ТПП РФ http://mkas.tpprf.ru/ru/Stat/page.php.


[2]См. https://icac.org.ua/ru/arbitrazh/.


[3]См. https://icac.org.ua/wp-content/uploads/Reglament-ISAS-pry-TPP-Ukrayny.pdf.