RU

Проблема предвзятости арбитра в арбитражном разбирательстве: кто виноват и что делать?

October 13, 2021
Что такое предвзятость, и чем она отличается от влияния эмоций на принятие решения и от эмоционального выгорания при принятии решения? Существует ли такой психологический тип как предвзятая личность? На эти и многие другие вопросы попытались ответить психологи, юристы и представители Международного арбитражного Суда ICC на практикуме «Проблема предвзятости арбитра в арбитражном разбирательстве: кто виноват и что делать?», организованном Российским национальным комитетом Международной торговой палаты – Всемирной организации бизнеса (ICC Russia) совместно с международной юридической фирмой Dentons. На мероприятии была подробно рассмотрена психология предвзятости с акцентом на проблему предвзятости арбитров в международном арбитраже, ее истоки, виды, способы диагностики и минимизации.

Модератором практикума выступил партнер международной юридической фирмы Dentons Константин Кроль, который заметил, что проблему предвзятости арбитров и ее влияния на арбитражные решения нельзя недооценивать.

Подобное привлечение внимания к проблеме предвзятости и других когнитивных искажений у арбитров и представителей сторон является ключевой целью Рабочей группы ICC Russia по вопросам психологии в международном арбитраже, в рамках деятельности которой проходил практикум. Как отметила генеральный секретарь ICC Russia Татьяна Монэгэн, «мы создавали эту Рабочую группу как своего рода пилот, опыт деятельности которого мы планируем в дальнейшем распространить на все комиссии ICC Russia. Например, в Комиссии по международному контрактованию ICC Russia мы будем рассматривать не только перечень положений, которые необходимо включить в контракт, но и техники эффективного и бесконфликтного проведения переговоров по этому контракту. В Банковской комиссии ICC Russia мы уже сегодня обсуждаем проблему адаптивности специалистов по торговому и экспортному финансированию, а также развития их коммуникационных навыков».

Как отметила Лариса Скабелина, судебный эксперт, доцент кафедры адвокатуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), юристы зачастую смешивают такие понятия как манипуляции, психологическое воздействие, влияние эмоций на принятие решения, эмоциональное выгорание при принятии решения. Но это разные вещи, и в каждом конкретном случае должен быть использован надлежащий инструментарий.

Наиболее явной и очевидной предпосылкой предвзятости арбитров в международном арбитраже считается конфликт интересов, поэтому каждый арбитражный центр старается максимально четко регулировать раскрытие информации арбитрами. О практике Международного арбитражного суда ICC касательно отводов и возражений против назначений арбитров подробно рассказал Сергей Мельник, заместитель советника в Международном арбитражном суде ICC. Он отметил, что «арбитры должны осуществить разумное исследование своих записей, записей юрфирмы и других легкодоступных материалов. Любые сомнения должны трактоваться в пользу раскрытия информации. Раскрытие информации должно быть полным, конкретным и носить постоянный характер».

Однако предвзятость не всегда связана с конфликтом интересов. Основная трудность здесь заключается в отсутствии четких и измеримых характеристик у данного явления, особенно если речь идет о предвзятости неосознанной. Не случайно, говоря о предвзятости арбитров, Татьяна Невеева, соруководитель направления международного арбитража в адвокатском бюро ЕПАМ, начала с эгоцентрического искажения (egocentric bias), под которым понимается тенденция слишком сильно полагаться на своё собственное восприятие и иметь более высокое мнение о себе, чем есть на самом деле. Данное искажение присуще практически всем людям и арбитрам в том числе, о чем не следует забывать. Является ли оно предубежденностью и приводит ли к отсутствию нейтральности – вопрос сложный, и мы вряд ли сможем ответить на него однозначно. Гораздо важнее, что при участии в слушаниях представители сторон должны помнить о факторе эгоцентрического искажения, а арбитры – стремиться максимально его нейтрализовать, осознавая наличие проблемы и непрерывно с нею работая.

Сам факт осознанности и понимания специфики человеческого мышления во многом является залогом успеха – и в повседневной жизни, и в арбитражном разбирательстве. О необходимости смены парадигм, минимизации эмоциональной составляющей и перевода суждений в профессиональную плоскость подробно говорила Оксана Петерс, партнер в международной юридической фирме Eversheds Sutherland. Она подчеркнула, что спецификой российского менталитета является повышенная обидчивость и склонность распознавать как агрессию и предвзятость то, что может являться, к примеру, проактивной позицией арбитра. «Лучшее оружие против предвзятости – это профессионализм, эмоциональная и коммуникативная компетентность. Предвзятое отношение всегда эмоционально, поэтому самая правильная реакция в данном случае – отсутствие реакции и отделение негативной оценки арбитра от значимых обстоятельств дела, а также привлечение внимания состава арбитража к проявлениям предвзятости», - подчеркнула Оксана.

Необходимость сохранения спокойствия в любой ситуации, а также уважительного обращения к оппонентам и арбитрам акцентировал и Константин Кроль, партнер международной юридической фирмы Dentons. Эффективным способом нивелирования предвзятости арбитров, по его мнению, является гендерная и национальная диверсификация состава арбитража, предполагающая привлечение арбитров из различных юрисдикций с различным опытом, культурным «кодом» и социальным бэкграундом.

В мероприятии также приняли участие старший партнер Dentons Лоуренс Тэ, королевский адвокат Саймон Дэвенпорт, управляющий партнер Hogan Lovells Moscow Наталья Гуляева, партнер АБ КИАП Анна Грищенкова, заместитель председателя Арбитражной комиссии ICC Russia, партнер и глава Арбитражной практики юридической фирмы «Рыбалкин, Горцунян и Партнеры» Дмитрий Дякин, советник Allen & Overy Андрей Панов, генеральный директор KAIZEN Consulting Станислав Юнис.