EN

ICSID готов изменить правила игры

Февраль 1, 2019

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (International Centre for Settlement of Investment Disputes, ICSID) создан в 1966 году в соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтонская конвенция 1965 года), сторонами которой являются многие страны СНГ, в частности, Казахстан и Республика Беларусь (Россия подписала конвенцию в 1992 году, но так и не ратифицировала ее). Центр обеспечивает урегулирование инвестиционных споров между государствами и иностранными частными инвесторами либо улаживая разногласия, либо путем арбитражного разбирательства.

В качестве одного из интересных примеров споров, рассмотренных ICSID, можно привести дело Abaclatetal. v. ArgentineRepublic[1]. В результате крупнейшего дефолта, объявленного Правительством Аргентины в 2008 году, около 60 000 итальянских держателей гособлигаций, выпущенных Аргентиной, инициировали арбитражный спор в ICSIDна общую сумму свыше $1 млрд.  ICSIDуказал, что обладает юрисдикцией по делам о государственных облигациях ввиду наличия определения, содержащегося в соглашении о защите иностранных инвестиций между Италией и Аргентиной[2]. Данный спор является весьма примечательным, так как, в деле участвует несколько десятков тысяч заявителей, что является редкостью для инвестиционного арбитража. Кроме того, споры, напрямую связанные с суверенными государственными долгами, обычно не подпадают под рассмотрение арбитражем[3].

Одним из дел, рассматриваемых в настоящий момент ICSIDявляется дело ConocoPhillips Petrozuata BV et al. v. Bolivarian Republic of Venezuela[4],в котором ICSIDпостановил, что Венесуэлой было незаконно экспроприировано  месторождение американской нефтяной компании, которая оценила данное действие властей в $4,5 млрд[5]. Правительством Венесуэлы было предпринято несколько попыток отменить решение ICSID, однако ни одна из них не увенчалась успехом[6]. Исход дела представляет интерес как для представителей арбитражного сообщества, так и инвесторов, которых волнует тактика, которую выберет ICSIDпри дальнейшем рассмотрении данного спора[7].

В октябре 2016 года ICSIDинициировал процесс внесения изменений в Правила разрешения споров между иностранными инвесторами и государствами, предложив государствам-членам и представителям юридического сообщества указать актуальные для рассмотрения темы. Сейчас этот этап завершается. Предложенные комментарии были учтены секретариатом Центра, сформировавшим список вопросов для внесения изменений[8]. В августе 2018 года секретариат опубликовал объемное предложение по внесению соответствующих поправок[9]

В основу поправок легли три основные идеи:

̶        обновление Правил с учетом опыта рассмотренных ICSIDспоров[10];

̶        стремление сделать процесс более эффективным с точки зрения временных и финансовых затрат, при этом обеспечив надлежащий процесс и баланс интересов инвесторов и государств;

̶        модернизация процесса с использованием современных технологий, постепенный отказ от бумажной формы предоставления документов.

Некоторые из предлагаемых изменений направлены на обеспечение большей прозрачности инвестиционного арбитража. Так, несмотря на сохранение положения о том, что арбитражное решение публикуется только с согласия сторон, вводится новое правило, согласно которому согласие сторон презюмируется, если они не заявят об обратном в письменной форме в течение 60 дней с момента вынесения решения. В случае если сторона возражает, предлагаемые поправки позволяют Центру публиковать выдержкииз решений. Арбитражные решения, вынесенные в соответствии с Дополнительным протоколом к Вашингтонской конвенции (ICSID Additional Facility Rules),будут публиковаться с редактированием конфиденциальной информации о сторонах спора. 

Аналогичную цель преследует и еще одно положение поправок, позволяющее присутствовать на арбитражных слушаниях лицам, не являющимся участниками процесса, а также предполагающее публикацию Центром записи и транскрипта слушаний. Однако предлагаемая норма содержит и ограничения, касающиеся запрета на раскрытие конфиденциальной информации и случаев возражения сторон спора[11]

Новая редакция Правил обязывает стороны раскрывать информацию о финансировании арбитража третьим лицом и источник такого финансирования сразу же после регистрации дела[12]. В целях предотвращения возможного конфликта интересов такая информация предоставляется потенциальным арбитрам, которые, в свою очередь, должны раскрыть необходимые сведения в случае наличия связи с финансирующим лицом.

Необходимо упомянуть еще несколько предлагаемых изменений, направленных на сокращение экономических и временных издержек сторон. В этом отношении поправки коснулись вопросов отвода арбитров, установив сокращенные сроки для подачи и рассмотрения соответствующего запроса. В таких случаях арбитраж больше не приостанавливается автоматически – процесс продолжается, если стороны не договорились об ином. Если арбитр в конечном счете был отведен, каждая из сторон вправе потребовать, чтобы любое решение, принятое во время рассмотрения запроса об отводе арбитра, было пересмотрено вновь сформированным компетентным составом арбитража[13]

В представленных поправках нашел отражение и вопрос о разделении дела для вынесения решения по отдельному вопросу (бифуркации). При этом вопрос о бифуркации может быть поставлен арбитражным трибуналом в любой момент процесса по собственной инициативе с учетом всех релевантных обстоятельств конкретного дела, а также вывода о том, способствует ли бифуркация снижению временных и финансовых затрат сторон спора[14]

Следуя чрезвычайно актуальному направлению принятия этических стандартов в арбитраже[15], ICSIDсовместно с секретариатом ЮНСИТРАЛ в настоящий момент разрабатывает кодекс поведения для арбитров, обеспечивая последовательный учет правил, используемых для урегулирования споров между инвесторами и государствами[16]

Другой немаловажной тенденцией является стремление Центра расширить доступ к использованию процедуры арбитража для сторон, не участвующих в Вашингтонской конвенции. На данный момент рассмотрение Центром спора, в котором только одна сторона является договаривающимся государством или инвестором из такого государства, допустимо по правилам Дополнительного протокола к Конвенции. Предлагаемые поправки расширяют действие Дополнительного протокола и разрешают рассмотрение ICSIDспора между сторонами, ни одна из которых не является стороной Вашингтонской конвенции или инвестором соответствующей государственной принадлежности[17]

Предлагаемые изменения также затронули вопросы консолидации процессов, доказательств в арбитраже, обеспечения расходов, направления amicus curiaeи иных вопросов, правил медиации, а также административных и финансовых основ функционирования Центра. 

В сентябре в Вашингтоне завершилось обсуждение поправок, предложенных государствами – членами Конвенции. Вопросы и комментарии к поправкам будут опубликованы на сайте Центра https://icsid.worldbank.org/en/amendments.

Виктория Гладышева, координатор программ РАА, Москва


[1]Abaclat et al. v. Argentine Republic,номерделаARB/07/5. 


[2]https://www.law360.com/internationalarbitration/articles/734304?nl_pk=68b9e34e-d64f-4ba5-bcbe-fa426ff9c05b&utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=internationalarbitration


[3]Более детальная информация о движении дела и окончательном урегулировании спора доступна на сайте ICSID: https://icsid.worldbank.org/en/Pages/cases/casedetail.aspx?CaseNo=ARB/07/5. Решение ICSIDможно найти здесь: http://icsidfiles.worldbank.org/icsid/ICSIDBLOBS/OnlineAwards/C95/DC9712_En.pdf. Соглашение сторон об урегулировании спора доступно здесь: 

http://icsidfiles.worldbank.org/icsid/ICSIDBLOBS/OnlineAwards/C95/DC9713_En.pdf.


[4]ConocoPhillips Petrozuata BV et al. v. Bolivarian Republic of Venezuela, номерделаARB/07/30. 


[5]Полный текст решения доступен здесь: http://icsidfiles.worldbank.org/icsid/ICSIDBLOBS/OnlineAwards/C259/DC3772_En.pdf


[6]Детальную информацию о движении можно найти здесь: https://icsid.worldbank.org/en/Pages/cases/casedetail.aspx?CaseNo=ARB/07/30. Текст промежуточного решения ICSIDдоступен здесь: http://icsidfiles.worldbank.org/icsid/ICSIDBLOBS/OnlineAwards/C259/DC9792_En.pdf.


[7]https://www.law360.com/internationalarbitration/articles/734304?nl_pk=68b9e34e-d64f-4ba5-bcbe-fa426ff9c05b&utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=internationalarbitration


[8]Полный список тем потенциальных поправок в регламент представлен в документе: https://icsid.worldbank.org/en/Documents/about/List%20of%20Topics%20for%20Potential%20ICSID%20Rule%20Amendment-ENG.pdf.


[9]Предложения по внесению изменений в регламент Центра на английском языке доступны здесь: https://icsid.worldbank.org/en/Documents/Synopsis_English.pdf. С предлагаемыми проектами регламента, а также рабочими документами, содержащими комментарии к потенциальным изменениям, можно ознакомиться здесь: https://icsid.worldbank.org/en/amendments.


[10]На настоящий момент Центром рассмотрено более 600 споров. Более подробная информация о рассмотренных делах представлена на сайте: https://icsid.worldbank.org/en/Pages/cases/AdvancedSearch.aspx.


[11]Proposals for Amendment of the ICSID Rules – Consolidated Draft Rules. ICSID Convention Arbitration Rules. Rule 47. https://icsid.worldbank.org/en/Documents/Amendments_Vol_Two.pdf.


[12]Proposals for Amendment of the ICSID Rules – Consolidated Draft Rules. ICSID Convention Arbitration Rules. Rule 22. https://icsid.worldbank.org/en/Documents/Amendments_Vol_Two.pdf.


[13]Proposals for Amendment of the ICSID Rules – Consolidated Draft Rules. ICSID Convention Arbitration Rules. Rule 29. https://icsid.worldbank.org/en/Documents/Amendments_Vol_Two.pdf


[14]Proposals for Amendment of the ICSID Rules – Consolidated Draft Rules. ICSID Convention Arbitration Rules. Rule 37. https://icsid.worldbank.org/en/Documents/Amendments_Vol_Two.pdf


[15]Henry Gabriel, & Anjanette H. Raymond, Ethics for Commercial Arbitrators: Basic Principles and Emerging Standards, 5 Wyo. L. Rev. 453 (2005). P. 467–470.


[16]Crina Baltag. Interview with Meg Kinnear, Secretary General of the International Centre for Settlement of Investment Disputes.http://arbitrationblog.kluwerarbitration.com/2018/04/15/updates-from-the-icsid-interview-with-meg-kinnear-secretary-general-of-the-icsid/.


[17]TomJones. ICSID unveils draft of new rules. https://globalarbitrationreview.com/article/1172618/icsid-unveils-draft-of-new-rules.