by the Arbitration Association
RU

Медиация в Республике Беларусь

July 30, 2019

Системное развитие медиации в Республике Беларусь началось с того, что в 2007 году Германский правовой фонд в партнерстве с судебными органами республики реализовал проект, направленный на распространение знаний о медиации среди белорусских юристов. В качестве экспертов в Беларусь приезжали немецкие судьи-медиаторы, которые делились опытом организации и проведения медиации в суде. В 2011–2012 годах в системе хозяйственного суда1 прошел пилотный проект по продвижению медиации как средства разрешения экономических и иных правовых споров, в ходе которого прошли обучение первые белорусские медиаторы и была создана первая специализированная организация – учебно-практическое учреждение «Центр медиации и переговоров», определившее своей миссией продвижение медиации в Беларуси. Позитивные результаты пилотного проекта способствовали принятию Закона Республики Беларусь «О медиации» (далее – Закон)2. В статье освещаются основные положения данного Закона и реальное состояние медиативной практики в республике.

Сфера применения Закона о медиации

В соответствии с Законом медиация как способ разрешения споров может применяться к гражданским спорам физических и юридических лиц, включая предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, трудовые, наследственные, жилищные, соседские, семейные и другие споры. Медиация не может быть применена для урегулирования споров, вытекающих из публичных отношений, связанных с защитой государственных и общественных интересов. Также нельзя применять медиацию для разрешения споров, вытекающих из уголовных и административных отношений.

Кто может быть медиатором

В Беларуси медиатором может быть физическое лицо, имеющее любое высшее образование и прошедшее курс подготовки медиатора. Такой курс включает 140 часов подготовки для юристов и 170 – для лиц, не имеющих высшего юридического образования. Министерство юстиции РБ признает документы о подготовке медиатора только тех организаций, программы которых согласованы самим министерством. Без подготовки имеют право стать медиаторами лица, имеющие опыт работы в экономическом суде в качестве примирителя. 

Прямой запрет на деятельность медиатора в Законе предусмотрен для государственных служащих, в том числе судей, а также недееспособных лиц и граждан, имеющих судимость. Не могут быть медиаторами в течение трех лет лица, чьи полномочия в качестве государственного служащего были прекращены по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с их профессиональной деятельностью. 

Статус медиатора

В Беларуси деятельность медиатора трактуется как самостоятельная деятельность физического лица. Правовым документом, разрешающим такую деятельность, является свидетельство медиатора, выдаваемое на основании решения квалификационной комиссии Министерства юстиции. После получения такого свидетельства данные медиатора вносятся в государственный Реестр медиаторов. Деятельность медиатора признана некоммерческой; медиатор имеет право на вознаграждение, размер которого устанавливается по соглашению сторон и медиатора в соглашении о применении медиации. Медиатор также имеет право на осуществление любой иной профессиональной деятельности. Запрещается привлекать медиатора в качестве свидетеля по фактам, которые стали известны ему в медиации.

В процессе урегулирования спора медиатор выступает как нейтральное лицо и не вправе вносить свои предложения по его разрешению. В случае если стороны конфликта не достигнут соглашения, медиатор не имеет права в дальнейшем представлять интересы какой-либо стороны переговоров в качестве адвоката или третейского судьи по этому спору. 

Действия медиатора, противоречащие законодательству и/или нарушающие права третьих лиц, могут быть обжалованы в судебном порядке. Кроме того, Министерство юстиции может принять решение о прекращении действия свидетельства медиатора, в том числе в связи с нарушением Правил этики медиатора, утвержденных Министерством юстиции. 

Деятельность медиатора подлежит налогообложению по ставке подоходного налога (13%).

Медиация как процедура

В Беларуси медиация начинается после заключения между медиатором и спорящими сторонами письменного соглашения о применении медиации. В нем обязательно указываются предмет спора, сведения о медиаторе (медиаторах), сроки и место проведения медиации и размер вознаграждения медиатора. Несоблюдение указанных требований по форме или содержанию может служить основанием для признания недействительности такого соглашения.

Белорусский Закон закрепил основополагающие принципы поддерживающей (фасилитативной) медиации3, распространенной в Европе: добровольность, равноправие и сотрудничество сторон, беспристрастность и независимость медиатора, конфиденциальность. Законодательство исходит из принципа добровольности сторон в обращении к медиации. Стороны самостоятельно, по взаимному согласию выбирают медиацию и медиатора (медиаторов). 

Закон закрепляет конфиденциальность всей информации, относящейся к медиации, если стороны не договорятся об ином. Стороны медиации не вправе ссылаться в судебном или третейском разбирательстве на информацию, полученную в ходе медиации. 

Срок проведения медиации не может превышать шести месяцев. Отсчет срока начинается со дня подписания соглашения о применении медиации. Медиация по спорам, находящимся в суде общей юрисдикции, должна проходить в срок, определенный судом, но также ограничена шестью месяцами.

В случае достижения договоренностей стороны фиксируют их в медиативном соглашении. Соглашение должно содержать сведения о сторонах, медиаторе и предмете спора, обязательства сторон по урегулированию спора и сроки их выполнения. Закон исходит из принципа добровольности исполнения медиативного соглашения. Одновременно для споров, подведомственных экономическому суду, предусмотрена возможность принудительного исполнения медиативного соглашения. При этом должны быть соблюдены два условия:

  1. медиативное соглашение должно быть заключено с участием медиатора, включенного в государственный Реестр медиаторов;
  2. медиативное соглашение должно отвечать требованиям, предъявляемым процессуальным законодательством к мировым соглашениям. 

Указанные и иные особенности института медиации в Беларуси отражены в табл. 1. Особенности применения медиации по спорам, поступившим в экономический суд или суд общей юрисдикции, описаны в табл. 2. 

Медиативная практика 

Медиативная практика в Беларуси развивается волнообразно. В период проведения пилотного проекта (2011–2012 годы), когда судьи имели право направлять стороны на медиацию, были проведены сотни медиаций, что позволило белорусским медиаторам получить опыт проведения медиаций по хозяйственным спорам. После вступления Закона в силу в 2014 году судьи стали ссылаться на отсутствие у них права направлять стороны в медиацию, поскольку в Законе закреплена добровольность обращения к этой процедуре. Количество медиаций, проводимых по спорам, находящимся в суде, сократилось до нескольких десятков в год. Отсутствие поддержки со стороны суда изменило стратегию продвижения медиации в Беларуси.

Сегодня ситуация несколько изменилась, белорусские медиаторы концентрируют свои усилия на развитии внесудебной медиации и повышении качества проводимых процедур. Медиация внедряется в хозяйственный оборот в качестве досудебного способа разрешения споров. Медиация упоминается в профильных законопроектах. В хозяйственные договоры предлагается включать медиативные оговорки, обязывающие стороны в случае возникновения спора использовать медиацию до обращения в суд.

Безусловно, выбранный путь не будет простым и быстрым, но наблюдается стабильный рост внесудебных медиаций, что дает уверенность в правильности такой стратегии. Если в 2016 году в Беларуси было проведено около 500 медиаций, то в последние два года количество медиаций возросло до 1300–1400 в год. Необходимо отметить и тот факт, что добровольность исполнения заключенных медиативных соглашений достигает 90%, в то время как исполнимость судебных решений составляет около 40%.

Белорусские медиаторы заинтересованы в существовании правового механизма взаимодействия суда и медиации по семейным спорам, в основе которых лежат межличностные конфликты. Практика убедительно показывает, что семейные споры эффективнее решаются в медиации, на основе договоренностей сторон, чем правовыми средствами. Профессиональное сообщество медиаторов разработало проект изменений в законодательство о медиации. Проект получил одобрение всех заинтересованных организаций и сейчас находится на утверждении в парламенте. Предлагается дать суду право направлять стороны, обратившиеся в суд за разрешением семейных споров, на информационную встречу с медиатором, которая проводится на безвозмездной основе. На такой встрече медиатор разъясняет сторонам особенности процедуры, что позволяет им принять осознанное решение об участии в медиации. Таким образом, принцип добровольности обращения к медиации не нарушается.

В стране работают три центра подготовки медиаторов. В них осваивают медиацию и медиативные навыки не только юристы, но и специалисты других профессий. В Реестр медиаторов Министерства юстиции включено более 700 человек – правда, из них практикуют не более 10%. 

Минск – центр международного сотрудничества в сфере медиации

Сегодня Минск активно заявляет о себе как о центре медиации стран постсоветского пространства, что позитивно сказывается на развитии медиации в стране в целом. В Минске уже четыре года подряд ежегодно проводятся такие уникальные международные мероприятия, как Фестиваль медиации и Студенческий русскоязычный конкурс медиации и переговоров «Медиация будущего». Каждый год количество участников этих мероприятий растет. Так, прошедший в мае 2019 года фестиваль собрал медиаторов из 14 стран. В 2016 году был проведен первый Международный форум по коммерческой медиации стран Восточной Европы и Центральной Азии. В декабре 2018 года в Минске прошла международная региональная конференция, посвященная разработанной ЮНСИТРАЛ Конвенции ООН о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации. Конвенция содержит механизм принудительного исполнения медиативных соглашений. Документ будет доступен для подписания в августе этого года в Сингапуре. 

В 2018 году Центр медиации и переговоров открыл информационный сайт «Медиация Европа – Азия». Сайт содержит данные наиболее опытных медиаторов, работающих на постсоветском пространстве, что значительно облегчает поиск медиатора в интересующей стране.

В Беларуси, как и в других государствах, где медиация переживает этап становления, существует ряд объективных и субъективных причин, осложняющих укрепление ее позиций. Однако можно утверждать, что за пять лет, прошедших после вступления в силу Закона, медиация получила в белорусском обществе широкое признание как способ разрешения споров и ее популярность будет только расти. 

Таблица 1. Медиация в Республике Беларусь: общие положения

Сферы применения



Конфликты, вытекающие из гражданских отношений, в том числе экономические, семейные, трудовые, жилищные, наследственные, внутрикорпоративные и иные 



Принципы



Добровольность; 
добросовестность, равноправие и сотрудничество сторон; беспристрастность и независимость медиатора; конфиденциальность



Основания применения медиации



Волеизъявление сторон, оформленное путем заключения соглашения о применении медиации



Соглашение о применении медиации



Простая письменная форма;


наличие положения о намерении сторон использовать медиацию для разрешения возникших и/или возможных споров;


наличие сведений о медиаторе и его вознаграждении, сроках и месте проведения медиации



Участие сторон в медиации



Добровольное 



Представительство



Участие представителей в медиации допускается при условии наличия доверенности с указанием полномочий по участию в медиации 



Выбор сторонами медиатора



Добровольный выбор медиатора из Реестра медиаторов либо из Списка медиаторов организации, обеспечивающей проведение медиации 



Сроки проведения медиации



По соглашению сторон, но не более шести месяцев с момента заключения соглашения о применении медиации 



Сроки исковой давности



Приостанавливаются с момента заключения соглашения о применении медиации 



Завершение медиации



Заключение медиативного соглашения;


истечение сроков проведения медиации;


отказ одной из сторон или медиатора от продолжения медиации



Конфиденциальность



Конфиденциальна вся информация, относящаяся к медиации, если стороны не договорились об ином;


стороны, медиатор и иные лица, участвующие в медиации, не вправе ссылаться в суде на информацию, полученную в ходе медиации, и привлекаться в качестве свидетелей



Исполнение медиативного соглашения



Добровольное; 
для споров, подведомственных хозяйственному суду, возможно принудительное исполнение 



Порядок обжалования медиативного соглашения



В общем порядке, путем обращения в суд 




Таблица 2. Применение медиации в судах Республики Беларусь 



Суд общей юрисдикции



Экономический суд



Сферы применения



Гражданские споры, подведомственные суду



Экономические споры, подведомственные экономическому суду 



Возможность применения медиации



После принятия спора к рассмотрению судом на любой стадии судопроизводства 



На стадии предварительного заседания, до рассмотрения спора судом по существу 



Основания для передачи спора на медиацию судом



Соглашение о применении медиации 



Соглашение о применении медиации 



Полномочия суда по направлению спора на медиацию



Разъяснять сторонам их право на применение медиации на стадии подготовки дела к разбирательству 



Не определены



Процессуальные действия суда при передаче спора на медиацию



Вынесение определения о приостановлении производства по делу 



Вынесение определения об оставлении искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения 



Сроки проведения медиации



Определяются судом, но не более шести месяцев с даты заключения соглашения о применении медиации 



Не более шести месяцев с даты заключения соглашения о применении медиации



Завершение медиации



Медиативное соглашение, соответствующее требованиям, предъявляемым к мировому соглашению 



Медиативное соглашение, соответствующее требованиям, предъявляемым к мировому соглашению; заключение сторонами иного (нового) договора 



Полномочия представителей



Возможно участие в медиации при условии наличия доверенности с указанием полномочий по участию в медиации 



Возможно участие в медиации при условии наличия доверенности с указанием полномочий по участию в медиации 



Свидетельский иммунитет участников медиации и медиатора



Стороны, их представители, медиатор и иные участвовавшие в медиации лица не могут быть свидетелями в отношении фактов, которые им стали известны в связи с участием в медиации



Стороны, их представители, медиатор и иные участвовавшие в медиации лица не могут быть свидетелями в отношении фактов, которые им стали известны в связи с участием в медиации 



Гарантии принудительного исполнения медиативного соглашения



Принудительное исполнение медиативного соглашения, утвержденного судом в качестве мирового, осуществляется в порядке исполнительного производства



Заявление о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения может быть подано в течение шести месяцев со дня окончания сроков добровольного исполнения медиативного соглашения. 


Срок рассмотрения – не более 1 месяца со дня поступления заявления в суд 



Порядок обжалования иного (нового) соглашения, заключенного в медиации



В общем порядке, путем обращения в суд



В общем порядке, путем обращения в суд



Льготы по уплате государственной пошлины



Возврат или зачет 50% уплаченной государственной пошлины при достижении договоренностей (примирения) по всем требованиям.


При достижении договоренностей по части требований – возврат или зачет государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных требований 



В случае обращения сторон с просьбой о передаче спора на разрешение путем медиации и вынесения судом определения об оставлении искового заявления без рассмотрения истцу возвращается 100% уплаченной государственной пошлины  




Лилия Власова, медиатор, международный эксперт в области бизнес-медиации,

учредитель Центра медиации и переговоров (Минск), к. ю. н. 


1 Суды по коммерческим спорам в Республике Беларусь.  
2 Закон Республики Беларусь «О медиации» от 12 июля 2013 года принят Палатой представителей 28 июня 2013 года. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам развития медиации» от 12 июля 2013 года принят Палатой представителей 26 июня 2013 года. Данные акты вступили в силу 24 января 2014 года. В это же время были приняты соответствующие постановления Совета министров Республики Беларусь, а также ряд подзаконных актов Министерства юстиции. На сегодняшний день действует 11 актов законодательства, регулирующих применение медиации в Беларуси. За Министерством юстиции страны закреплена функция государственного регулятора медиации.
3 В литературе различают как минимум две основные модели медиации: оценочную (эвалюативную) и поддерживающую (фасилитативную). При первом подходе медиатор может высказывать свою оценку судебной перспективы медиации и предлагать сторонам пути решения конфликта, при втором должен воздерживаться от этого. (см., например: Гордийчук Н. В. Трансформативная медиация: основные понятия и установки // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 2. – C. 41–48). – Прим. ред.