by the Arbitration Association
RU

Применение гарантийного письма клуба взаимного страхования как меры обеспечения требования на территории Украины

November 17, 2020

В практике международного морского судоходства активно применяется гарантийное письмо как способ гарантировать обеспечение обязательств и защитить должника от вероятных действий кредитора. При наличии неудовлетворенного морского требования всегда существует риск наложения ареста на морское судно как способа обеспечить требование. Для защиты непрерывной коммерческой деятельности кредитора арест судна часто заменяют внесением залога на депозитный счет, выдачей банковской гарантии или гарантийным письмом клуба взаимного страхования (P&I Club).

Как правило, суды вместо наложения ареста на судно обязывают кредитора внести на депозитный счет суда денежную сумму в размере исковых требований. Данная мера обеспечения зачастую соразмерна исковым требованиям и считается справедливой заменой, однако не каждый кредитор готов поместить на счет суда тысячи, а иногда и миллионы долларов, которые останутся на депозите до вынесения окончательного решения по делу.

Во втором случае кредитору дается право заменить арест банковской гарантией. Необходимо отметить, что в украинской практике выдача банковской гарантии требует времени и дополнительных средств. Кроме того, суды Украины признают достаточным обеспечением исключительно ту банковскую гарантию, которая выдана местным украинским банком, – это следует учитывать при организации такого процесса.

Наиболее эффективным для кредитора способом обеспечить обязательства в морском праве является выдача гарантийного письма клуба взаимного страхования. По сути, гарантийное письмо является формой гарантии, выданной клубом, – обязательством выплатить заявителю сумму, причитающуюся ему по решению суда, или сумму, согласованную на условиях урегулирования. Это частный договор обеспечения безопасности между сторонами, и суд не участвует в процессе установления условий обязательства, которые согласовываются между Клубом и его членом. Это важный момент: только клуб, а не его уполномоченные агенты, представители или местные корреспонденты имеют право выдавать такое письмо.

После принятия гарантийного письма получатель должен освободить судно из-под ареста и не задерживать его повторно по тому же требованию (в большинстве случаев такой гарантийный лист выдается при аресте или даже вероятном аресте судна).

Основанием для выплаты суммы гарантированного обязательства должно выступать окончательное решение суда, арбитражное решение или заключенное мировое соглашение. Важно то, что гарантийное письмо имеет сугубо дискреционный характер, то есть клуб не несет обязательство выдавать гарантию по каждому отдельному случаю, а делает это исключительно по собственному решению, руководствуясь ситуацией.

Для клуба, судовладельца и получателя такого письма существует ряд преимуществ: во-первых, гарантийное письмо отличается легкостью и гибкостью формы; а во-вторых, оно хоть и заключается в письменной форме, однако благодаря современным технологиям может быть доставлено в любую страну за считаные минуты. Простая форма выдачи письма клубом позволяет судовладельцу минимизировать расходы, которые он мог бы понести из-за ареста судна и ограничения его коммерческой деятельности.

Взаимное страхование охватывает страхование ответственности судовладельца в той части, в которой она не покрыта договорным страхованием. Для этой цели судовладельцы объединяются в клубы взаимного страхования. Эти клубы называются взаимными обществами, поскольку их члены делят ответственность на взаимных началах. Взаимное страхование заключается в том, что судовладельцы, объединяясь в клубы взаимного страхования, создают страховой фонд для возмещения возникающих убытков у того или иного судовладельца. Таким образом, взаимное страхование не конкурирует с договорным, а дополняет последнее.

Первые клубы взаимного страхования были образованы английскими судовладельцами в середине XIX века. Сначала существовали отдельно клубы защиты (Protection Clubs) и клубы возмещения (Indemnity Clubs), однако потом они слились в единый вид страхования ответственности перевозчика в клубах взаимной защиты и возмещения (Protection Indemnity Clubs, P&I Clubs). В большинстве государств эти клубы носят чисто национальный характер, то есть в них принимаются только судовладельцы данной страны (США, Скандинавские страны). В Великобритании, где существует более десятка клубов P&I, последние часто являются интернациональными – их членами могут быть судовладельцы любых стран.

Клубы анализируют причины возникновения страховых случаев. Если будет установлено, что ущерб стал следствием небрежности, халатности, низкой квалификации капитана и экипажа, это может повлечь за собой повышение размера страховых взносов. Крупнейшие клубы взаимного страхования объединяются в Международную группу клубов (International Group), так называемый пул, в котором застраховано почти 90% тоннажа мира. Цель такого объединения – анализ работы клубов, входящих в пул. По его результатам определяется, какие из клубов являются наиболее финансово устойчивыми, а также вносятся предложения по поводу преимущественного клуба взаимного страхования для судовладельцев.

Единого международного акта, который бы регулировал использование гарантийного письма клуба взаимного страхования, не существует. Несмотря на это, Великобритания, Гонконг, Австралия, Италия, Франция и Сингапур принимают такой вид документа в качестве обеспечения.

Практика применения гарантийного письма клуба взаимного страхования в Украине

29 апреля 2020 года в порт Пивденный прибыл танкер, принадлежащий судовладельцу из Сингапура. В процессе разгрузки произошел аварийный разлив груза пальмового масла.

Страховым клубом было издано гарантийное письмо почти на 2,5 млн долл. – всю сумму претензии Государственной экологической инспекции и прокуратуры; менее чем за сутки на депозитный счет суда была внесена сумма, эквивалентная 1 млн долл., в качестве дополнительной гарантии того, что судовладелец не попытается сбежать из украинского порта до надлежащего разбирательства спора.

На самом деле в положительном результате указанных действий никто не был уверен, так как до 15 мая 2020 года ни одно гарантийное письмо клуба взаимного страхования в украинских судах как надлежащее финансовое обеспечение претензии принято не было.

Прорыв был достигнут при рассмотрении судом всех предоставленных стороной защиты доказательств и соответствующих документов, доводов прокуратуры, в результате чего в аресте судна было отказано, а гарантийное письмо принято как надлежащее финансовое обеспечение. Несмотря на такое решение, Государственная экологическая инспекция и прокуратура трижды предпринимали незаконные попытки арестовать судно, однако в итоге оно покинуло порт Пивденный.

Как правило, представители прокуратуры и государственных органов не понимают международной практики использования гарантийного письма страхового клуба и не осознают, какие убытки понесет судовладелец из-за наложения неправомерного ареста на судно. Возмещаются такие убытки за счет государственного бюджета, однако представителей правоохранительных органов это не останавливает.

Возможность признания гарантийного письма клуба взаимного страхования, изданного согласно требованиям законодательства Украины, была отображена в прецедентном решении Хозяйственного суда Одесской области от 15 мая 2020 года, согласно которому предоставленное гарантийное письмо, изданное клубом взаимного страхования, зарегистрированным в Великобритании, было признано финансовой гарантией. Судом также было отмечено, что в системном толковании ст. 141 и иных норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины возможно принять в качестве доказательства финансовую гарантию лица, в платежеспособности которого нет сомнений.

Фактически это первый случай, когда судом описывается и признается международный финансовый инструмент – гарантийное письмо клуба взаимного страхования – в процессе по обеспечению морского требования и декларируется возможность его использования с учетом выполнения всех нормативных требований.

При этом суд запросил документальное подтверждение статуса клуба взаимного страхования как финансовой организации, причем финансово стабильной организации. Подтверждение регистрации клуба как организации, которая предоставляет услуги страхования, полученное из государственного реестра, является достаточным доказательством статуса финансовой организации. В случае выдачи гарантийного письма на значительную сумму обеспечения рекомендуется также установить, что клуб платежеспособен, то есть финансово стабилен. В вышеописанном деле судом были приняты выдержки из ежегодных отчетов клуба взаимного страхования, которые содержали информацию о финансовых резервах компании и прибыли, как доказательство финансовой стабильности.

Таким образом, применение гарантийного письма клуба взаимного страхования при обеспечении морских требований является законной и эффективной практикой. При рассмотрении морских дел арбитражами арбитры должны предоставить сторонам право воспользоваться всеми надлежащими способами обеспечения требований, включая гарантийное письмо клуба взаимного страхования.

Международная практика показывает, что вопрос обеспечения иска в арбитражном деле может решаться как национальными судами, так и арбитражным судом и при рассмотрении дела в арбитражном суде, и на стадии признания арбитражного решения. Например, Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 года предусматривает возможность принятия обеспечительных мер именно государственными судами. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 года, как и множество арбитражных регламентов, наделяет соответствующими полномочиями и арбитражное учреждение, и национальные суды. Для эффективного рассмотрения дела арбитрам рекомендуется обратить внимание на практику признания гарантийного письма клуба взаимного страхования надлежащей формой обеспечения требования в морских спорах. В процессе такого признания необходимо учитывать положения применимого права, а также правовые подходы, которые применяются в судебной практике.

Евгений Сукачев,

член правления Коллегии юристов по морскому праву Украины,

старший партнер Black Sea Law Company