Закрытые предложения (sealed offers), или Покер в международном арбитраже
Нота Международной торговой палаты (ICC) сторонам и составам арбитража включает в себя необычный инструмент, связанный с заключением мирового соглашения. Его название – sealed offers – можно перевести с английского как «предложения в конвертах». В настоящее время в российской юридической литературе данный термин не имеет аналога, поэтому ниже используется англоязычный оригинал или вариант «закрытое предложение», что соответствует сути нового инструмента. «Закрытые предложения» имеют договорную природу и происходят из процессуальной практики стран общего права. Сегодня такой инструмент – экзотика в мире арбитража, однако современные экономические реалия могут послужить гораздо большему его распространению.
Сущность sealed offers
Как известно из п. 4 ст. 159.3 ГПК РФ (в редакции от декабря 2020 года), мировое соглашение между сторонами судебного спора может быть заключено не только в отношении предмета спора, но и в отношении судебных расходов – тех сумм, которые стороны затратили на его разрешение (проведение экспертиз, гонорары юристов, уплата пошлин и т.д.). Аналогичное положение введено в экономическое судопроизводство в 2019 году и закреплено в ч. 2.2 ст. 140 АПК РФ.
Sealed offers также связаны с разделением судебных издержек: закрытое предложение является офертой о заключении мирового соглашения, в зависимости от акцепта или отказа от которого распределяется бремя расходов в судах стран общего права или в арбитраже. Подробный алгоритм подачи и рассмотрения такого предложения установлен в ч. 36 Правил гражданского судопроизводства Англии и Уэльса (Civil Procedure Rules) – в частности, наиболее детально они описываются в § 1 и 2 ч. 36.16 Правил. При этом арбитры МКА не связаны данными процессуальными правилами, что, например, явно указала в своем Регламенте Лондонская ассоциация морских арбитров (LMAA)[1].
Происхождение
Интересно, что инструмент закрытых предложений пришел в процессуальную практику из семейного права. В 1975 году после развода, завершившего 17-летний брак, супруги Кальдербанк должны были разделить имущество общей стоимостью 78 тыс. фунтов. В ходе процесса жена ради заключения мирового соглашения предлагала супругу дом стоимостью около 12 тыс. фунтов, от которого он отказался. В итоге большая часть имущества досталась жене, которая, находясь в браке, унаследовала недвижимость от покойных родителей, а мужу суд по семейным делам присудил лишь 10 тыс. фунтов и компенсацию судебных расходов. Жена оспорила данное решение, сославшись на то, что муж отверг «разумные» условия мирового соглашения. Апелляционный суд Англии и Уэльса поддержал ее доводы, сочтя поведение супруга затягиванием дела, и переложил бремя судебных расходов на мистера Кальдербанка[2].
В коммерческих спорах данный механизм появился на три года позже благодаря прецеденту Tramountana Armadora SA v. Atlantic Shipping Co SA[3].
Форма и правовые последствия применения
Юридический механизм закрытого предложения состоит в следующем. Одна из сторон (как правило, ответчик) указывает там условия заключения мирового соглашения: сумму, которую она готова компенсировать, и сроки ее уплаты. Sealed offers направляются в виде писем, составленных по особой форме[4].
Разумеется, готовность стороны идти на попятный может указать суду или арбитражу на слабость ее позиции, поэтому суд или арбитраж оповещают о факте существования такого предложения, но не о его условиях или сумме – эту информацию сообщают только после того, как арбитры разрешат спор по существу. Чтобы сохранить тайну, вначале данные предложения предоставлялись составу арбитража в конвертах – именно поэтому они получили название закрытых, «опечатанных». ICC в § 227–230 своей Ноты упоминает подачу такого документа именно в опечатанном конверте[5].
Затем судьба закрытого предложения – вернее, поведение получившей его стороны – оценивается судом. Если sealed offers отвергнуты, суд проводит своеобразный тест: получила ли упорствующая сторона в решении по существу больше, чем ей предлагалось. Если да, то расходы на арбитраж или судебное разбирательство несет проигравшая сторона – оферент закрытого предложения. Если же нет и сторона, настоявшая на продолжении разбирательства, получила по решению суда или арбитража меньше, чем ей предлагалось «в конверте», то, скорее всего, она вела себя неконструктивно и намеренно затянула спор. А потому бремя судебных расходов обеих сторон ляжет на нее. Кстати, в англоязычных источниках отмечается, что арбитры свободны в распределении расходов и потому на проигравшую процесс сторону могут быть возложены не все 100% затрат, а, например, их часть или «существенная часть»[6].
Суть этого механизма лаконично сформулирована в ст. 68 Федеральных правил гражданского судопроизводства США «Offer of judgement»: «Если решение, которое в итоге получит адресат, не более благоприятно, чем непринятое им предложение, то адресат должен оплатить расходы, которые возникли после того, как предложение поступило»[7].
Если предложение принято, то спор будет урегулирован в соответствии с условиями sealed offer. Если документ включает судебные расходы адресата оферты, стороны согласовывают издержки между собой[8]. В остальном действует простое правило: все, о чем не могут договориться стороны, за них решит состав суда или арбитража. В первую очередь это касается размера компенсируемых расходов или методики их расчета.
Нагляднее всего алгоритм действия закрытых предложений можно показать в схеме-таблице.
Условие |
Результат |
Сумма закрытого Предложения меньше, чем присудил арбитраж в Решении по существу, П < Р |
Арбитраж может возложить на сторону, отказавшуюся от условий sealed offer, все судебные расходы сторон (с даты поступления предложения до окончания разбирательства) или их бо́льшую часть |
Сумма закрытого Предложения больше, чем присудил арбитраж в Решении по существу, П > Р |
Стороны заключают мировое соглашение на предложенных в sealed offer условиях и самостоятельно договариваются о распределении судебных расходов |
Дискуссия
У юриста-международника наверняка возникнет вопрос, можно ли исполнить арбитражное решение, вынесенное с учетом механизма sealed offers, в странах, правовым системам которых данный инструмент неизвестен. Юридическое чутье подсказывает, что здесь могут быть подводные камни: так, например, возможное в английском праве (и невозможное в российском) частичное судебное решение стало предметом пристального анализа российских судов в деле «Сильверберн шиппинг»[9].
Вспомним, что в России к судебному решению предъявляются следующие требования: законность, обоснованность, безусловность, окончательность, определенность, полнота. Преподаватели права говорят и о разумном требовании предсказуемости судебных решений (аналогичное понятие правовой определенности – Rechtssicherheit – с XIX века существует в доктринах Швейцарии, Германии, Австрии), однако его следует понимать скорее как схожесть решений при тождественности обстоятельств спора.
Итак, данные требования, описанные в доктрине[10], частично отразил Верховный суд в постановлении пленума № 23 «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года. И если в «Сильверберн» у российских судов вызывала вопросы окончательность решения, то в случае с использованием sealed offer «нестыковку» с российским правопорядком может вызвать его безусловность. В самом деле, в доктрине сказано: «Требование безусловности означает, что действие судебного решения не может ставиться в зависимость от наступления или ненаступления каких-либо условий[11]».
В случае с sealed offers, на первый взгляд, имеет место обратная ситуация: некоторое время суд или арбитраж вообще должен «играть вслепую», не зная суммы, предложенной для мирового соглашения. От нее в конечном итоге будет зависеть и решение суда или арбитража в части присуждаемых судебных расходов.
Если у юриста возникнут сложности с признанием и приведением в исполнение такого арбитражного решения в России, например по основанию несоответствия публичному порядку (п. «b» ч. 2 ст. V Нью-Йоркской конвенции), полезно представить в государственный суд правовое заключение, обратив внимание судей на следующие моменты:
-
данный инструмент общего права направлен на примирение сторон, что согласуется с целью включения в АПК РФ главы 15 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение»;
-
при использовании закрытого предложения суд или арбитраж вначале разрешает спор по существу (on the merits), что соответствует формулировкам ч. 1 и 2 ст. 176 АПК РФ;
-
процедура бифуркации, то есть отдельного разрешения вопросов об удовлетворении связанных требований в рамках одного спора (в нашем случае – разрешение спора по существу и затем вопроса о распределении судебных расходов), применяемая в международном арбитраже, косвенно известна и российскому правопорядку. Так, согласно ст. 160 АПК РФ «Рассмотрение дела в раздельных заседаниях арбитражного суда» вопросы об основаниях ответственности и мерах ответственности, в том числе размерах взыскиваемой с ответчика суммы, могут быть рассмотрены судом в разных заседаниях. При наличии мирового соглашения относительно такой суммы суд прекращает производство по делу в части ее взыскания;
-
при наличии в российском праве конструкции, аналогичной sealed offers, суд мог бы использовать для распределения бремени судебных расходов дополнительное решение, описанное в российской доктрине;
- как правило, после разрешения спора по существу и вывода о распределении судебных расходов арбитраж выносит единое решение, которое является окончательным и, таким образом, не противоречит п. «e» ч. 1 ст. V Нью-Йоркской конвенции.
Заключение
После редакции ГК РФ 2015 года стало возможным заключить, что некоторые институты английского права постепенно входят в нашу правовую систему: вспомним заверения (warranty), опцион на заключение договора (option contract) или возмещение потерь в случае наступления определенных в договоре обстоятельств (indemnity). Данный процесс говорит о том, что российские юристы постепенно осмысляют инструментарий английского права и ищут жизненные ситуации, в которых он может быть полезен и для отечественных участников сделок. Разумеется, sealed offers в России пока остаются экзотикой, а их форма – «в конверте» – в наших реалиях вызывает улыбку. Однако современный юрист-международник, должен знать свойства этого инструмента. Важно понимать, что включение данного механизма в Ноту Международной торговой палаты (ICC) переводит его из числа инструментов англосаксонского права в универсальный инструментарий международного арбитража.
Дмитрий Артюхов,
юрист, главный редактор Arbitration.ru
[1] LMAA Terms 2017, the Second Schedule, 19 b.
[2] См. Calderbank v. Calderbank [1975] 3 All ER 333 (EWCA). Сosts Hearing. URL: http://www.nadr.co.uk/articles/published/MediationLawReports/CalderbankvCalderbank1975.pdf.
[3] Wood J. Protection against adverse costs awards // Lexology.com. URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=563f7369-08a8-4d4c-ab4c-0a577c3e6110. Текст решения: https://www.i-law.com/ilaw/doc/view.htm?id=147712.
[4] Sealed offers under English law. Доступ из СПС Thompson Reuters Practical Law.
[5] ICC Note to Parties and Arbitral Tribunals on the Conduct of the Arbitration. URL: https://iccwbo.org/content/uploads/sites/3/2017/03/icc-note-to-parties-and-arbitral-tribunals-on-the-conduct-of-arbitration.pdf.
[6] The Use of Sealed Offers in International Arbitration // Baker McKenzie International Arbitration Update No. 9, 2.11.2017. URL: https://www.bakermckenzie.co.jp/wp/wp-content/uploads/ClientAlert_171102_International-Arbitration-Update-No.9_E.pdf.
[7] Цит. по: Samberg G. A. Arbitration Jiu Jitsu: Increasing the Pressure to Settle With a “Sealed Settlement Offer” // Law 360, 22.05.2018.
[8] Sealed offers under English law.
[9] Определение Верховного суда РФ № 305-ЭС19-25610 от 13 января 2020 года, постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 октября 2019 года, определение Арбитражного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года по делу № А40-61107/2019.
[10] См., например: Гражданский процесс: учебник / под ред. д. ю. н., проф. А. Г. Коваленко, д. ю. н., проф. А. А. Мохова, д. ю. н., проф. П. М. Филиппова. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; «ИНФРА-М», 2008. С. 187–195; Гражданский процесс: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / под ред. М. К. Треушникова. М.: ОАО «Издательский дом “Городец”», 2007. С. 218–219.
[11] Гражданский процесс: учебник / под ред. А. Г. Коваленко. С. 191.
Dmitry Artyukhov
Arbitration.ru
Moscow