Новации регулирования третейских судов в Республике Беларусь
Третейским судом в Беларуси является организация, не входящая в судебную систему и создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора. В Беларуси существует отдельное регулирование деятельности третейских и международных арбитражных судов (приняты два отдельных закона).
Постоянно действующий третейский суд является некоммерческой организацией либо обособленным подразделением (подразделением) юридического лица. Согласно Реестру третейских судей и постоянно действующих третейских судов, размещенному на официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь, на сегодняшний день в стране созданы и функционируют три постоянно действующих третейских суда, созданных в качестве некоммерческих организаций, а также 26 постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц[1].
Вопрос о необходимости внесения изменений в Закон Республики Беларусь «О третейских судах» возник достаточно давно. Последний раз он был вынесен на обсуждение в конце ноября 2019 года в Минске на заседании объединенной коллегии министерств юстиции Беларуси и России[2].
В ходе заседания министром юстиции Республики Беларусь Олегом Слижевским были озвучены две серьезные проблемы, выявленные по итогам мониторинга деятельности третейских судов:
-
сомнения в правомерности решений третейских судов, аффилированных по отношению к одной из сторон[3], и, как следствие, появление практики создания ловушек для добросовестных контрагентов, поскольку на сегодняшний день отсутствуют механизмы законодательного регулирования таких ситуаций и воздействия на таких судей;
- нежелание третейских судов взаимодействовать с государственными экономическими судами.
В связи с этим 4 декабря 2019 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении был принят проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь “О третейских судах”» (далее – проект закона), внесенный Советом министров Республики Беларусь.
Новации проекта закона охватывают разные сферы деятельности третейских судов.
Во-первых, в целях обеспечения независимости и беспристрастности третейского суда вводится запрет на заключение третейского соглашения, если одна из его сторон является учредителем (участником) третейского суда или каким-либо образом с ним связана. Предполагается, что третейские соглашения, противоречащие данным требованиям, будут недействительны и не станут препятствовать обращению за защитой в государственные суды.
Во-вторых, расширяются полномочия регистрирующих органов (Министерства юстиции и его территориальных подразделений): им предлагается предоставить право определять соответствие деятельности постоянно действующих третейских судов законодательству Республики Беларусь, собственным регламентам, уставам и положениям (кроме деятельности, связанной с разрешением споров). Таким образом, государство, по сути, усилит контроль за финансовой и текущей деятельностью третейского суда, а также за финансированием его деятельности в целях установления и предотвращения возможного влияния на него.
После вступления норм законопроекта в силу Министерство юстиции и главные управления юстиции смогут выносить предписания об устранении выявленных недостатков в месячный срок. В случае невыполнения такого предписания третейский суд будет ликвидирован в судебном порядке. На сегодняшний день при обнаружении нарушений в деятельности третейских судов органы юстиции не вправе принимать по отношению к ним меры принуждения. Кроме того, механизм принудительной ликвидации прописан не был.
К компетенции Верховного суда Беларуси отнесено принятие решения о ликвидации постоянно действующего третейского суда (признание государственной регистрации недействительной), созданного в качестве некоммерческой организации, а решение о ликвидации третейского суда, учрежденного в качестве обособленного подразделения юрлица, сможет вынести областной либо Минский городской суд.
В-третьих, при признании недействительной регистрации третейского суда его решения, вынесенные за весь период деятельности, автоматически признаются не имеющими юридической силы. Примечательно, что это влечет за собой появление параллельного механизма аннулирования решений по сравнению с существующим механизмом отмены решения третейского суда государственным судом. Данное нововведение может стать неприятным сюрпризом для участников третейского разбирательства, поскольку возможность признания регистрации недействительной не ограничена во времени. Соответственно пользователи не застрахованы от отмены решений по причинам, которые они не могут контролировать изначально.
В-четвертых, проектом закона вносятся изменения относительно порядка формирования состава третейского суда. Исключается возможность назначения судей для разрешения спора председателем постоянно действующего третейского суда, если стороны не избрали третейских судей. Третейские судьи будут избираться только сторонами для учета интересов обеих сторон третейского разбирательства и избежания споров при формировании состава третейского суда.
На момент подготовки настоящей публикации проект закона находится в стадии подготовки ко второму чтению в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. Это означает, что документ может быть существенно дополнен или изменен.
Максим Жуков, адвокат АБ «Лекс Торре»
Валерия Сильченко, юрист АБ «Лекс Торре»
[1] URL: https://minjust.gov.by/directions/compare_coverage/registry_arbitrators/.
[2] URL: https://minjust.gov.by/press/news/held_a_meeting_of_the_joint_board/.
[3] URL: https://neg.by/novosti/otkrytj/tretejskie-sudy-zarabotayut-po-novomu.