Арбитраж в ОАЭ: национальные особенности регулирования
Абдулкадир Гаджиэменов
Студент, Московский государственный юридический университет имени О.Е Кутафина (МГЮА)
Арбитраж в арабском мире становится все более популярным способом разрешения коммерческих споров. Последние несколько десятков лет государства Персидского залива находятся в авангарде стран, активно разрабатывающих арбитражное законодательство.
Увеличение доли арабского бизнеса в мире и иностранных инвестиций в регионе привели к росту количества связанных с ними арбитражных разбирательств, и как следствие к усовершенствованию законодательства и появлению новых арбитражных учреждений.
Указанные тенденции не были достаточно освещены в русскоязычной научной среде, что создает потребность в изучении причин возникновения, особенностей развития и практических аспектов арбитража в арабских странах в общем, и в ОАЭ в частности.
Историческая справка
Арбитраж, имеющий глубокие корни в арабской и исламской истории, возник на арабском востоке в современном виде в начале 20-го века. Это было связано с обнаружением нефти на побережье Персидского залива, развитием промышленности, борьбой западных нефтяных компаний за концессии и расширение сырьевых рынков.
Британские и американские нефтяные компании в первой половине 20-го века заключили ряд концессионных соглашений с правителями арабских государств. Положения соглашений включали в себя права на нефтеразведку, разработку недр, добычу нефти, ее переработку и транспортировку.
В большинстве случаев оговорки о разрешении споров в таких соглашениях предусматривали передачу дела на рассмотрение в арбитраж ad hoc. Институциональный арбитраж не часто использовался для разрешения подобных категорий споров, что было связано с недостаточной разработанностью институтов международного частного права и с отсутствием постоянно действующих арбитражных учреждений в первой половине 20-го века.
Зафиксированные в концессионных соглашениях условия составлялись в пользу компаний, однако правители государств соглашались на них ввиду высокой прибыльности. Объяснялось это тем, что нефтедобывающие компании принимали на себя все риски и усилия по прокладке трубопроводов, организации логистики, нефтеочистке[1].
Однако с прошествием времени, расширением влияния арабских государств и укреплением экономики, дисбаланс в этих отношениях стал очевиден. Это привело к возникновению множества споров, связанных с нефтяными концессиями, среди которых можно выделить, например, Saudi Arabia v. Arabian American Oil Co.[2] и Development Ltd. v. Sheikh of Abu Dhabi.
Наиболее примечательным в этом отношении будет являться дело, связанное с концессионным соглашением Шейха Абу-Даби и британской нефтяной компании – Petroleum Development (Trucial Coast) Ltd. v. Ruler of Abu Dhabi.
Дело было рассмотрено в 1952 году в арбитраже ad hoc. Исследователи отмечают, что это первый в истории процесс в арбитраже, связанный с ОАЭ[3].
Спор касался концессионного соглашения, заключенного в 1939 году между Шейхом Абу-Даби и британской компанией Petroleum Development (Trucial Coast) Limited в Абу-Даби[4].
По условиям этого соглашения Шейх передал компании права на бурение и добычу нефти на территории Абу-Даби сроком на 75 лет (ст. 3).
Единоличным арбитром в деле был назначен судья Апелляционного Суда Англии Лорд Асквит.
Оговорка о применимом праве не содержала указание на конкретное законодательство, что было характерно для концессионных соглашений 1930–1950 годов.
Шейх Шахбут, правитель Абу-Даби, 1959 год. Фото: Оливия Кутберт.
Однако концессионное соглашение было составлено на арабском языке, подписано в Абу-Даби и его исполнение касалось только территории Абу-Даби. На этом были основаны доводы представителей Шейха о применении законодательства Абу-Даби.
Решение арбитража по делу Petroleum Development (Trucial Coast) Ltd. v. Ruler of Abu Dhabi
Арбитр посчитал указанные доводы несостоятельными, обосновав это тем, что в Абу-Даби «осуществляется дискреционное правосудие», а законодательство «настолько примитивное, для которого было бы причудливо предполагать, что в этом очень примитивном регионе существует какой-либо устоявшийся свод правовых принципов, применимых к созданию современных коммерческих инструментов».
Вместо этого арбитр применил принципы, основанные на «здравом смысле и общепринятой практике цивилизованных наций», то есть, принципы английского права[5].
Арбитр посчитал указанные доводы несостоятельными, обосновав это тем, что в Абу-Даби «осуществляется дискреционное правосудие», а законодательство «настолько примитивное, для которого было бы причудливо предполагать, что в этом очень примитивном регионе существует какой-либо устоявшийся свод правовых принципов, применимых к созданию современных коммерческих инструментов».
Вместо этого арбитр применил принципы, основанные на «здравом смысле и общепринятой практике цивилизованных наций», то есть, принципы английского права[6].
Выводы арбитра не основывались на правовых аргументах. Безусловно, презрительный характер таких доводов демонстрировал лишь существенное предубеждение арбитра и формировал у местных властей негативное представление об арбитраже, представляя его очередным элементом колониального порядка и доминирования западных держав.
Точно так же в 1950-х и 1960-х годах арабские государства проиграли серию громких арбитражных разбирательств, связанных с национализацией нефтяных концессий, в пользу нефтяных компаний, которые преобладали в мировой промышленности. В результате арабские государства стали рассматривать арбитраж исключительно как инструмент обслуживания интересов колониальных держав и их крупных нефтяных компаний[7]. По мнению ряда исследователей, такое положение дел затормозило развитие арбитража в регионе на десятилетия[8].
Переоценка выводов
Новый период в развитии арбитража был связан со стремительным развитием нефтяной промышленности, строительства, транспорта, банковской системы и международной торговли в Объединенных Арабских Эмиратах.
ОАЭ за относительно короткий период времени, установив благоприятный налоговый режимом и создав множество свободных экономических зон, привлекли рекордные объемы иностранных инвестиций, что позволило стране стать привлекательной для международного бизнес-сообщества юрисдикцией.
Так, например, согласно Проекту «Doing Business» ОАЭ занимает 16-ое место среди 190 стран по благоприятности условий для занятия предпринимательской деятельностью[9].
К тому же, рынок ОАЭ является одним из самых динамично развивающихся рынков мира, расположенный среди 16 крупнейших экспортеров и 17 крупнейших импортеров сырьевых товаров.
Несмотря на это, следствием интенсивного экономического роста явилось возникновение множества трансграничных коммерческих и инвестиционных споров, что требует наличие эффективного и справедливого механизма урегулирования таких споров.
Бурное развитие строительства в ОАЭ привело к тому, что начиная с 2008 года большинство арбитражных разбирательств в ОАЭ были связаны со строительными спорами и недвижимостью. Однако последние тенденции демонстрируют готовность сторон передавать в арбитраж более широкий круг коммерческих споров.
Законодательство
Целью и задачей развития арбитража является создание комфортных условий для международных игроков, позволяющих выстроить соответствующий передовой международной практике механизм разрешения коммерческих споров.
В связи с этим, законодатели ОАЭ и отдельных эмиратов стремились создать правовую базу, привычную международному сообществу. По этому поводу привлекались зарубежные специалисты, велись многочисленные научные дискуссии.
При этом, ОАЭ – федеративное государство, состоящее из 7 эмиратов. Для полноты исследования стоит отметить, что арбитражное законодательство принимается на федеральном уровне, однако оно не распространяется на две свободные экономические зоны (free zone, offshore), которые в свою очередь разрабатывают гражданское законодательство и имеют собственную судебную систему.
Наиболее значимыми для данного обзора свободными экономическими зонами являются:
· Международный финансовый центр Дубая (Dubai International Financial Centre, DIFC);
· Глобальный рынок Абу-Даби (Abu Dhabi Global Markets, АDGM).
DIFC и ADGM имеют собственное законодательство, которое в значительной степени соответствует подходам английского общего права. ADGM применяет английское право напрямую. Судебные разбирательства в указанных зонах ведутся на английском языке.
В этой связи стоит упомянуть ст. 9 Закона DIFC «О судебной системе» от 2004 года, согласно которой лицо может быть назначено судьей, если:
a) лицо является обладателем высокой судебной должности в любой из юрисдикций, признанных правительством ОАЭ;
b) лицо имеет значительный опыт работы в качестве квалифицированного юриста или судьи в системе общего права.
Аналогичные правила содержатся и в законодательстве ADGM.
На практике, судьями в DIFC и ADGM являются представители юрисдикций общего права. Среди прочих, судьей DIFC был назначен бывший Председатель Высокого суда Австралии Роберт Френч. Председателем судов DIFC является бывший председатель Верховного Суда Малайзии Заки Азми. Председателем судов ADGM был назначен бывший зам. председателя Верховного Суда Великобритании Эндрю Смит.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими коммерческий арбитраж в ОАЭ являются:
1. Федеральный закон № 6 «Об арбитраже» от 2018 года (не распространяется на DIFC и ADGM);
2. Федеральный закон № 11 от 1992 года «О гражданско-процессуальном законе»; (не распространяется на DIFC и ADGM);
3. DIFC: Закон DIFC № 1 от 2008 года;
4. ADGM: Арбитражный регламент от 2015 года.
К тому же ОАЭ является участником множества международных соглашений, в числе которых:
– Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 1958 года (Нью-Йоркская конвенция);
– Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств 1965 года (Конвенция МЦУИС);
ОАЭ также заключили двусторонние инвестиционные соглашения с рядом государств, среди которых, например, Россия[10] и Великобритания.
Закон об арбитраже
Федеральный закон № 6 «Об арбитраже» от 2018 года (далее – Закон об арбитраже) вступил в силу в июне 2018 года. Закон об арбитраже признал утратившим силу ряд норм Федерального закона № 11 от 1992 года «О гражданско-процессуальном законе» регулировавших арбитраж (ст. 203-218).
Новый Закон об арбитраже был направлен на устранение противоречий, детализацию и приведение законодательства об арбитраже в соответствие с международными стандартами. В связи с этим, Закон в значительной степени соответствует Типовому закону ЮНСИТРАЛ.
Закон об арбитраже состоит из 61 статьи, разделенных на 6 глав. При этом, особенность регулирования состоит в том, что Закон об арбитраже распространяется как на внутренний, так и международный арбитраж.
Арбитражные учреждения
В Абу-Даби:
· Центр коммерческого примирения и арбитража Абу-Даби (ADCCAC)
В эмирате =Дубай:
· Дубайский международный арбитражный центр (DIAC)
· Международный исламский центр примирения и арбитража
В 2021 году в ОАЭ были ликвидированы Арбитражный центр DIFC-LCIA и Морской арбитражный центр Эмиратов (EMAC).
Ведущим арбитражным центром ОАЭ является Дубайский международный арбитражный центр (Dubai International Arbitration Centre, DIAC).
DIAC является крупнейшим арбитражным учреждением на Ближнем Востоке. Центр был создан в 1994 году по инициативе Дубайской торгово-промышленной палаты.
25 февраля 2022 года Совет директоров DIAC утвердил новый Регламент DIAC. В новый регламент введены ряд изменений, соответствующих разработкам ведущих арбитражных центров мира. Как следует из заявлений DIAC, новая редакция регламента направлена на предоставление сторонам разбирательства большей гибкости и возможностей выбора.
Среди таких изменений можно отметить введение процедуры ускоренного разбирательства и полномочий чрезвычайного арбитра.
Процедура ускоренного разбирательства предусматривает вынесение арбитражного решения в течение 3-х месяцев со дня подачи искового заявления. Более того, все споры, с суммой иска менее 1 000 000 дирхамов автоматически подлежат рассмотрению в рамках ускоренной процедуры, если стороны не предусмотрели иное.
Из нововведений касающихся арбитров, регламент закрепил возможность назначения чрезвычайного арбитра по просьбе истца без уведомления других сторон, если суд решит, что «такое уведомление может поставить под угрозу эффективность разбирательства».
В этом смысле стоит также отметить, что в 2016 году в ОАЭ была введена уголовная ответственность арбитров и экспертов, что было противоречиво оценено арбитражным сообществом[11].
При этом, DIAC не расположен на территории свободных экономических зон, ввиду чего все споры, рассматриваемые DIAC, регулируются положениями Федерального закона № 6 «Об арбитраже» от 2018 года.
Арбитрабельность споров
Определение категорий споров, которые могут быть рассмотрены третейскими судами, имеет важное значение для решения вопроса о действительности арбитражного соглашения.
В основе подхода к регулированию арбитрабельности лежит правило, согласно которому публично-правовые споры не подлежат передаче на рассмотрение арбитража, в то время как гражданско-правовые споры могут рассматриваться арбитражем. Однако законодатели ОАЭ и отдельных эмиратов выделяют некоторые категории коммерческих споров, которые не являются арбитрабельными в ОАЭ в силу закона.
В законодательстве и судебной практике ОАЭ содержится запрет на передачу в арбитраж различных категорий споров, касающихся, например, договора аренды, страхования, целевых депозитных счетов, некоторых корпоративных споров и других[12].
Заключение
Тема арбитража в государствах арабского востока не была широко освещена в русскоязычной научной среде. Сложности, возникающие с рассмотрением споров в уже привычных российским контрагентам странах вынуждают обратиться к другим, нейтральным правопорядкам, среди которых необходимо выделять и ОАЭ.
Арбитражное законодательство ОАЭ, развивающееся на протяжении десятков лет, успешно переняло опыт ведущих юрисдикций и арбитражных учреждений. То обстоятельство, что ОАЭ являются самым популярным местом разрешения трансграничных споров в регионе, ярко это демонстрирует.
Законодатели эмиратов, посредством оффшорных юрисдикций, внедрили в свою правовую систему как элементы английского, так континентального права. Вследствие этого в ОАЭ образовалась привычная и знакомая международному сообществу законодательная база. Также этому поспособствовали привлечение иностранных специалистов – юристов, арбитров, судей, издание законодательства и введение судебных разбирательств на английском языке, организация многочисленных конференций.
Представляется, что Объединенные Арабские Эмираты могут стать нейтральным местом разрешения споров не только представителей ближневосточного региона, но и стран Европы и Африки.
[1] Rogan E. The Arabs: A History. London: Penguin Books, 2012. pp. 446–450.
[2] Saudi Arabia v. Arabian American Oil Company (Aramco) (1958) // 27 International Law Reports 117 (1963).
[3] До 1971 года на территории современного ОАЭ располагались разрозненные шейхства, находившиеся под протекторатом Великобритании.
[4] Agreement between the Ruler of Abu Dhabi and Petroleum Development (Trucial Coast) Ltd. URL: https://www.qdl.qa/en/archive/81055/vdc_100000000833.0x00001f.
[5] См. текст решения, URL: https://www.agda.ae/en/catalogue/tna/fo/1016/176/n/66.
[6] См. текст решения, URL: https://www.agda.ae/en/catalogue/tna/fo/1016/176/n/66.
[7] Besaiso, Haytham. The Evolution of Arbitration in the United Arab Emirates. 2017. pp. 2 – 4.
[8] Charles N. Brower & Jeremy K. Sharpe, International Arbitration and the Islamic World: The Third Phase // American Journal of International Law, Volume 97, Issue 3, July 2003, pp. 643 – 656.
[9] World Bank. 2020. Doing Business 2020 – United Arab Emirates. Washington.
[10] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в г. Москве 28.06.2010).
[11] См. Хвалей В. Почему арбитражная реформа в России потерпела неудачу? // Журнал Arbitration.ru 2019. № 11. С. 59. URL: https://journal.arbitration.ru/upload/iblock/cc2/Arbitration.ru_N7_11_August2019_upd.pdf
[12] Подробнее см. Ahmad G. Some commercial and civil disputes that may not be settled by arbitration in the UAE, URL: https://www.tamimi.com/law-update-articles/commercial-civil-disputes-may-not-settled-arbitration-uae/