EN

Медиация как способ примирения сторон: опыт и практика регулирования в Республике Беларусь

Февраль 2, 2021

Институт медиации появился в белорусском праве относительно недавно, в 2013 году, с принятием специализированного Закона Республики Беларусь «О медиации». В течение последующих семи лет было разработано достаточно подробное регулирование в развитие этого закона по ряду аспектов, которые включают в себя:

  • последствия применения медиации для гражданско-правовых отношений;
  • применение медиации в процессе разбирательства в государственном суде (включая гражданский и хозяйственный процесс);
  • этические нормы медиаторов, а также правила проведения медиации;
  • вопросы обучения медиаторов, их аттестации и квалификации, необходимой для осуществления медиации.

Регулирование процедуры медиации не стоит на месте. В частности, 1 июля 2020 года вступил в силу закон от 18 декабря 2019 года, который внес ряд изменений в Гражданский, Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы, а также Закон «О медиации». Об этих изменениях мы расскажем далее.

Примечательно, что Беларусь не остается в стороне и от глобальных инициатив в сфере медиации. Законом от 25 июня 2020 года страна одной из первых ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации (далее – Сингапурская конвенция). Данный закон вступит в силу 15 января 2021 года, и Беларуси еще предстоит привести национальное законодательство в соответствии с Сингапурской конвенцией.

Также в Беларуси принимаются активные меры по рекламированию медиации в СМИ и через ресурсы Министерства юстиции, чтобы сделать эту процедуру известной для потенциальных пользователей. Информация о медиации доводится до сведения сторон в государственных судах. Таким образом, шаги по популяризации медиации в Беларуси являются регулярными, системными и масштабными.

Статистика

В 2019 году в Беларуси было проведено около 900 медиаций, 650 из которых завершились заключением медиативного соглашения. При этом в реестре Министерства юстиции числится 880 медиаторов. Добровольное исполнение медиативных соглашений составляет 90% от их общего числа (для сравнения: судебное примирение показывает статистику добровольного исполнения в 65%).

В предыдущие годы статистика показывала, что потенциал роста медиации составляет около 4000 дел в год – именно столько заканчивается примирением сторон или мировым соглашением (около 15–20% от общего числа дел).

Особенности регулирования и его эволюция

Процедуры примирения в Беларуси проводятся медиаторами. Если стороны не претендуют на принудительное исполнение последующего соглашения, они не ограничены в выборе посредника. Однако, если стороны все-таки хотят иметь такую возможность, к медиатору устанавливается ряд требований. Так, он должен:

  • пройти обучение в одном из сертифицированных центров по подготовке медиаторов, которые существуют в Беларуси;
  • иметь высшее юридическое образование;
  • пройти процедуру включения в реестр медиаторов, который ведет Министерство юстиции (без первых двух критериев попасть в реестр невозможно). Чтобы не быть исключенными из такого реестра, медиаторы должны практиковать медиацию или проходить ежегодную переподготовку.
  • Сама процедура медиации в Беларуси опосредуется рядом договоров, упомянутых в законодательстве:
  • договором о применении медиации. Процедура медиации является добровольной, поэтому стороны нельзя принудить к этому, даже если они о таком договорились. Поэтому подписание соглашения о применении медиации не препятствует обращению в государственный суд. В случае наличия арбитражного соглашения вопрос интереснее. Стороны могут сконструировать арбитражное соглашение как multi-tier clause. Если стороны обозначили медиацию как обязательное предварительное условие арбитража, то потенциально они должны использовать этот способ разрешения споров до обращения в арбитраж;
  • соглашением с медиатором, в котором регулируются отношения между медиатором и одной или обеими сторонами спора. Несмотря на потенциальную возмездность, данный договор не является коммерческой сделкой, поскольку работа медиатора в соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса не является предпринимательской деятельностью;
  • медиативным соглашением – соглашением, которое заключается сторонами спора по итогам процедуры медиации и фиксирует договоренности сторон.

Крайне важно, чтобы полномочия на заключение указанных соглашений были в обязательном порядке оговорены в доверенности на представителя.

С точки зрения норм Гражданского кодекса процедура медиации оказывает влияние на гражданско-правовые отношения сторон.

Во-первых, с 1 июля 2020 года медиация является альтернативой претензионному порядку урегулирования спора. Ранее соблюдение претензионного порядка урегулирования в спорах между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями было обязательным согласно ст. 10 Гражданского кодекса, и процедура медиации не отменяла необходимости соблюдения данного требования. В настоящее время стороны вправе выбирать между претензионным порядком и медиацией, и использование процедуры медиации позволяет не прибегать к механизму направления претензии.

Во-вторых, применение процедуры медиации приостанавливает течение сроков исковой давности. Причем медиация выгоднее, нежели претензионный порядок урегулирования спора. К примеру, претензия приостанавливает течение сроков исковой давности на 30 дней или иной срок рассмотрения претензии, установленный договором, либо до момента получения ответа на претензию. Для сравнения: при заключении договора о применении медиации срок исковой давности согласно ст. 203 Гражданского кодекса приостанавливается с момента подписания данного документа и до прекращения медиации (то есть на весь период медиации, который может длиться месяцы).

В соответствии со ст. 16 Закона «О медиации» устанавливается особый режим в отношении информации, которая становится известной сторонам и медиатору в ходе медиации:

  • указанная информация является конфиденциальной, если стороны не договорились об ином;
  • медиатор не вправе раскрывать сведения, которые стали ему известны в ходе процедуры медиации, без согласия сторон (в случае если данные предоставлены только одной стороной – соответственно без согласия этой стороны);
  • сторонам запрещено использовать информацию, которая была получена в медиации относительно признаний и заявлений второй стороны, а также содержания предложений по урегулированию спора, при обращении в государственный суд или арбитраж. Такие доказательства, предоставляемые стороной медиации, должны быть отвергнуты судом или арбитражем в силу их незаконности;
  • медиаторы не могут выступать свидетелями в судах в гражданском и экономическом процессе.
Вместе с тем, если в ходе медиации стало известно о совершении уголовного преступления, медиатор обязан сообщить об этом правоохранительным органам.

Еще один важный вопрос: когда стороны могут воспользоваться медиацией? В случае арбитражного разбирательства медиация проводится исключительно по договоренности сторон. По общему сценарию на время медиации процедура приостанавливается. Если стороны заключают медиативное соглашение, они могут просить состав арбитража вынести решение на согласованных условиях или прекратить производство по делу.

В государственном суде регулирование более жесткое. До недавних пор стороны в гражданском процессе в принципе не могли уйти во внесудебную медиацию после подачи иска (это означало, что любая медиация должна закончиться мировым соглашением либо отказом от иска). В экономическом процессе стороны имели право обратиться к внесудебной медиации и оставить иск без рассмотрения не позже подготовительного судебного заседания. С 1 июля 2020 года стороны экономического процесса могут перейти в процедуру медиации и просить суд оставить иск без рассмотрения в любое время до момента удаления суда в совещательную комнату для вынесения постановления по существу спора.

Аналогичное правило было введено в Гражданский процессуальный кодекс. При этом стороны имеют усмотрение в вопросе о том, что будет с основным иском в суде первой инстанции (стороны могут просить приостановить производство по делу или оставить иск без рассмотрения). В суде апелляционной инстанции есть только возможность приостановления производства по делу. При этом процедура медиации должна уложиться в сроки, установленные судом.
Медиация также дает истцам определенное финансовое преимущество. Дело в том, что в соответствии со ст. 292 Налогового кодекса при оставлении иска без рассмотрения в связи с заключением соглашения о применении медиации и передаче спора медиатору государственная пошлина возвращается в полном объеме. Для сравнения: при заключении мирового соглашения возвращается только 25% от суммы государственной пошлины.

Реформа, вступившая в силу с 1 июля, предоставила судьям в гражданском процессе и органам регистрации актов гражданского состояния больше дискреции в вопросе направления сторон к медиатору для проведения информационной встречи. Гражданский процессуальный кодекс вводит обязанность суда содействовать сторонам в примирении, разъяснить им возможность обращения к медиации и проведения информационной встречи с медиатором. В экономическом процессе таких правил нет. Причина таких изменений в том, что в семейное право Беларуси введены возможности для включения положений о медиации в брачный договор, а также применение медиации при расторжении брака между супругами. При этом законодатель во избежание формализации процедуры отказался от идеи делать медиацию по семейным делам обязательной, выбрав тактику максимального информирования сторон о возможностях медиации.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о содержании медиативного соглашения и его принудительном исполнении. Законодатель не дает четкого определения правовой природы медиативного соглашения. Вместе с тем очевидно, что в таком соглашении рассматриваются только те вопросы, которые могут быть предметом договоренности сторон. В этой ситуации предмет медиации должен быть гражданско-правовым в широком смысле слова. В силу п. 2 ст. 15 Закона «О медиации» медиативное соглашение:

  • не может посягать на права и законные интересы третьих лиц;
  • не может включать в себя вопросы, которые относятся к предмету публичного и императивного регулирования.

На медиативное соглашение распространяется принцип свободы договора и автономии воли сторон. При этом стороны в обязательном порядке должны включить в документ условия, которые в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона «О медиации» являются существенными:

  • сведения о сторонах, медиаторе;
  • предмет спора;
  • принятые сторонами обязательства, направленные на урегулирование спора, и сроки их выполнения.

С точки зрения формы медиативное соглашение должно быть подписано сторонами или их представителями, которые имеют прямо обозначенные соответствующие полномочия, а также медиатором.

Вплоть до 1 июля 2020 года выдача документа на принудительное исполнение внесудебного медиативного соглашения допускалась только согласно Хозяйственному процессуальному кодексу. В данный момент возможности расширены за счет введения соответствующего регулирования в Гражданский процессуальный кодекс.

Заявление о выдаче исполнительного документа может быть подано в течение шести месяцев с момента истечения срока на добровольное исполнение обязательства в суд по месту нахождения должника или его имущества. Заявление сопровождается оригиналом медиативного соглашения, доказательствами неисполнения, документом, подтверждающим полномочия на подписание заявления, а также документом об оплате государственной пошлины в размере 10 базовых величин.

Вопрос рассматривается судом в течение одного месяца с момента принятия заявления с вызовом сторон в судебное заседание. Затем суд выдает исполнительный документ и выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано.

Однако ограничений для принудительного исполнения достаточно много, их нужно учитывать при определении условий медиативного соглашения. Как отмечалось выше, суд не выдаст исполнительный документ в отношении медиативного соглашения, которое посягает на права и интересы третьих лиц, публичные и императивные вопросы и юридические факты или содержит положения, противоречащие закону. Также нельзя принудительно исполнить соглашение, подписанное медиатором, который не включен в реестр Министерства юстиции Республики Беларусь. Кроме того, принудительное исполнение невозможно, если медиативное соглашение:

  • содержит положения о недействительности сделок;
  • содержит санкции за неисполнение обязательств сторонами;
  • не содержит всех необходимых существенных условий, или не является определенным по содержанию, или содержит условия, которые не могут подвергаться принудительному исполнению;
  • касается установления фактов, которые относятся к делам особого производства, вопросов признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений; отмены решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь.
   Дальнейшее развитие

Развитие правового регулирования по вопросам медиации связано с адаптацией национального законодательства под требования Сингапурской конвенции. В данный момент уже имеется проект закона «Об изменении законов по вопросам медиации», в котором:

  • вводится понятие международного медиативного соглашения;
  • экономические суды получают право по ходатайству сторон трансграничной медиации принять меры по обеспечению предмета международного медиативного соглашения;
  • дополняется перечень документов, необходимых для принудительного исполнения международного медиативного соглашения (доказательства заключения соглашения с участием медиатора и иные документы, указанные в Сингапурской конвенции);
  • требование о заключении медиативного соглашения с участием белорусского медиатора не распространяется на международные медиативные соглашения;
  • появились дополнительные основания для отказа в выдаче документа на принудительное исполнение международного медиативного соглашения, дублирующие положения Сингапурской конвенции;
  • устанавливается, что требования Закона «О медиации» не распространяются на процесс заключения международных медиативных соглашений;
  • указывается, что в случае, если стороны не подчинили медиативное соглашение определенному праву или этот выбор недействителен, оценка действительности медиативного соглашения, его силы и исполнимости осуществляется по праву Республики Беларусь (то есть суд не будет искать коллизионную норму и применять иностранное право к медиативному соглашению).


Максим Жуков,
адвокат адвокатского бюро «Лекс Торре», медиатор