EN

Медиация в Украине: краткий обзор

Июль 30, 2019

Медиация уже давно широко известна и применяется для разрешения споров по всему миру. Разные страны имплементируют те или иные модели ее функционирования параллельно с судебной системой и другими альтернативными способами разрешения споров. 

В Украине медиация существует уже более 10 лет, и количество специалистов, которые применяют на практике техники медиации, с каждым годом растет. Однако, несмотря на то что ряд связанных с медиацией проблем на данный момент уже урегулирован на законодательном уровне, открытым остается вопрос, будет ли принят специальный закон, определяющий деятельность медиаторов.

Регулирование медиации

На территории Украины проведение процесса медиации является добровольным и зависит только от воли сторон. Многолетние попытки принять специальный закон «О медиации» не увенчались успехом. Один из альтернативных законопроектов был принят в первом чтении в ноябре 2016 года, однако в феврале 2019 года не набрал необходимого количества голосов для принятия во втором чтении и был в целом отклонен. Теперь остается только гадать, когда будет снова инициировано рассмотрение и принятие специального закона о медиации в Украине. 

При этом определенные рамки на законодательном уровне все же были установлены, в том числе благодаря судебной реформе 2017 года. В первую очередь речь идет о конфиденциальности информации, которую стороны доверяют независимому посреднику в ходе проведения медиации. Так, п. 2 ч. 1 ст. 70 Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПК), п. 2 ч. 1 ст. 67 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПК) и п. 2 ч. 1 ст. 66 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАСУ) предусмотрено, что не могут быть допрошены как свидетели лица, обязанные по закону хранить в тайне сведения, которые были доверены им в связи с предоставлением профессиональной юридической помощи или услуг посредничества (медиации) при проведении внесудебного урегулирования спора (касательно таких сведений). В п. 8 ч. 2 ст. 65 Уголовного процессуального кодекса Украины (УПК) также указано, что лица, принимавшие участие в заключении и выполнении соглашения о примирении в уголовном производстве, не могут быть допрошены в качестве свидетелей касательно обстоятельств, которые стали им известны в связи с участием в заключении и выполнении соглашения о примирении. 

Примирение сторон в гражданских, хозяйственных и административных спорах, которые уже были ранее переданы на рассмотрение в суд, стимулируется возможностью вернуть 50% оплаченного судебного сбора в случае заключения сторонами мирового соглашения (ст. 142 ГПК, ст. 130 ХПК, ст. 142 КАСУ). Такая возможность существует на любой стадии судебного разбирательства.

В сфере коллективных трудовых отношений Законом Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» предусмотрена возможность привлекать как независимых посредников, так и Национальную службу посредничества. 

Стоит отметить, что посредничество (медиация) как помощь в урегулировании конфликтов, ведении переговоров, проработке путей и условий решения конфликта входит в Перечень социальных услуг, предоставляемых лицам, которые находятся в сложных жизненных ситуациях и не могут их самостоятельно преодолеть1. При этом приказом Министерства социальной политики Украины от 17 августа 2016 года № 892 утвержден Государственный стандарт социальной услуги посредничества (медиации), который определяет содержание, объемы, условия и порядок предоставления социальной услуги посредничества (медиации), показатели ее качества для субъектов различных форм собственности и хозяйствования, предоставляющих такую услугу.

На законодательном уровне также закреплены требования к соглашению о примирении в уголовном процессе (ст. 468–469, 471, 473–474 УПК) и медиационному соглашению (соглашению о примирении), заключаемому между медиатором и сторонами конфликта/спора, являющимися получателями социальной услуги посредничества (медиации) (п. 4 раздела I, раздел VIII Государственного стандарта социальной услуги посредничества (медиации)). 

Услуги медиации в Украине

В стране на базе различных центров существуют программы по подготовке будущих медиаторов. Несмотря на то что на государственном уровне пока не установлены требования к медиатору как к специалисту, важную роль играет количество прослушанных часов программ по подготовке. 

Выпускники программ обучения медиаторов работают как самозанятые лица или в рамках центров медиации, таких как, например, Украинский центр медиации, Киевский центр медиации, Центр финансовой медиации, Центры медиации при Киевской, Львовской и Донецкой торгово-промышленных палатах и др. 

В то же время украинские медиаторы состоят в различных объединениях (Национальная ассоциация медиаторов Украины, Лига медиаторов Украины, Ассоциация семейных медиаторов Украины и др.), целью которых в том числе является научно-просветительская деятельность и популяризация медиации на территории страны.

Украинская практика применения медиации

Медиация и посредничество активно применяются для разрешения семейных, жилищных, наследственных, трудовых, организационных, корпоративных и коммерческих споров, а также для примирения в отдельной категории уголовных дел. 

К примеру, согласно статистике2, на протяжении 2018 года Национальной службой посредничества и примирения проведено 4685 примирительных процедур, направленных на содействие решению коллективных трудовых споров и предотвращению их возникновения, что на 47,7% больше по сравнению с 2017 годом. В результате мер, принятых Национальной службой посредничества и примирения в ходе содействия решению коллективных трудовых конфликтов и предотвращению их возникновения, погашена задолженность по выплате заработной платы в сумме 762,4 млн грн. (более 1,86 млрд руб.), или 64,2% от общей суммы долга работодателей перед сотрудниками (1186,9 млн грн., или более 2,9 млрд руб.)3.

Применение медиации в коммерческих спорах пока еще только набирает популярность. Одним из коммерческих кейсов с успешным применением медиации поделились специалисты Украинского центра медиации4. В данном деле спор возник между трейдерами, торговавшими зерном. Невыполнение договоренностей было вызвано форс-мажорными обстоятельствами (конец 2013 – начало 2014 года). Стороны отказались от обращения в международный арбитраж. Медиационный процесс занял пять часов. В итоге часть обязательств была выполнена в денежной форме (и частично в натуральном виде за счет применения дисконта на продукцию), начисленные штрафные санкции были частично уменьшены, а опасения сторон о рисках неисполнения обязательств проверены и сняты. Стороны также договорились о партнерских отношениях на будущее.

Выводы

В Украине медиация уже имеет определенное законодательное регулирование, хотя принятие специального закона о медиации отложено на неопределенный срок. Услуги посредничества и медиации не являются новинкой для украинского рынка, однако пока не имеют такой популярности, как, например, в США, Австралии и Европе. 

Ильяшенко Анастасия, юрист, Integrites, Киев

1 Утвержден приказом Министерства социальной политики Украины от 3 сентября 2012 года № 537. 
2 http://www.nspp.gov.ua/home/struktura-nspp-5/10120-informatsiia-pro-rezultaty-diialnosti-natsionalnoi-sluzhby-poserednytstva-i-prymyrennia-za-2018-rik
3 Там же. 
4 https://ukrmediation.com.ua/ua/vrehuliuvannia-sporiv/istorii-uspikhu/52-korotkyi-vyklad-istorii/1860-korporatyvna-ta-komertsiina-mediatsii