О Европейской арбитражной группе Международной торговой палаты
В настоящее время существование Европейской арбитражной группы МТП (ICC) является одним из факторов, способствующих развитию международного коммерческого арбитража в региональном масштабе. Своим появлением и последующей деятельностью она обязана принятию в 1961 году Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже, которая в нынешних условиях иногда незаслуженно оказывается в забвении, когда анализируется современный международно-правовой режим арбитражного разбирательства.
В послевоенный исторический период, который ознаменовался беспрецедентным ростом международной торговли, Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) принимала энергичные меры в области создания благоприятных условий для развития экономического сотрудничества между европейскими странами в контексте Восток – Запад. Такое сотрудничество должно было быть важным фактором, обеспечивающим мирное сосуществование государств, относившихся к различным общественно-экономическим системам в условиях холодной войны.
Среди средств достижения указанной цели важная роль была отведена разработке проектов международно-правовых документов регионального характера, направленных на создание взаимоприемлемого правового режима внешнеторговых сделок, которые могли заключаться между западноевропейскими фирмами и внешнеторговыми организациями, существовавшими в странах, относящихся к социалистическому лагерю.
Одним из таких мероприятий и стала разработка вышеупомянутой Конвенции о внешнеторговом арбитраже. Проект конвенции был подготовлен в довольно короткий срок специальной рабочей группой по вопросам арбитража, учрежденной под руководством Комитета по развитию внешней торговли ЕЭК ООН. В апреле 1961 года в Женеве состоялось специальное совещание уполномоченных представителей, в котором приняли участие представители более 20 европейских стран, а также международных неправительственных организаций, включая Международную торговую палату. 21 апреля 1961 года конвенция была открыта для подписания.
Одной из главных целей данного проекта было создание правового регулирования, которое могло бы способствовать эффективному разрешению внешнеторговых споров, принимая во внимание увеличение объемов международной торговли на европейском континенте. Важным обстоятельством было то, что в этот исторический период страны Европы были разделены на два противоположных лагеря: с одной стороны были страны Западной Европы, где господствовала капиталистическая экономика, а с другой – восточноевропейские страны и СССР, где действовала социалистическая экономическая система.
Традиционные средства разрешения экономических споров, которые существовали в странах, принадлежавших к разным системам, имели серьезные различия, как по форме, так и по существу. Это обстоятельство, безусловно, представляло существенное препятствие при согласовании вопросов, относившихся к порядку разрешения возможных споров из внешнеторговых сделок, дополнявшееся к тому же тем, что в социалистических странах внешняя торговля велась на основе государственной монополии.
Арбитражный порядок рассмотрения таких споров, обеспечивающий достижение максимальной степени процессуальной нейтральности, был признан с обеих сторон наиболее адекватным и эффективным способом разрешения споров, которые могли объективно возникать в ходе осуществления внешнеторговых связей между предприятиями, находившимися в странах, принадлежавших к различным социально-экономическим формациям. Однако в тот период времени существовало еще одно обстоятельство, которое следовало учитывать при выработке мер, необходимых для успешного использовании этого способа разрешения внешнеторговых споров. В социалистических странах арбитраж (третейский суд) не был распространенным средством разрешения споров и был не урегулирован в необходимой степени, что, естественно, могло также осложнить применение арбитражного порядка разрешения внешнеторговых споров, которые могли рассматриваться в юрисдикциях восточноевропейских стран. Поскольку с принятием конвенции такое развитие событий получало реальную перспективу, необходимо, чтобы конвенция включала нормативные положения, учитывающие эти аспекты правового режима внешнеторговой деятельности, существовавшего в социалистических странах.
В силу указанных обстоятельств одним из главных положений конвенции стало регулирование организации и осуществления арбитражного процесса, где одним из важнейших вопросов является формирование арбитражного суда. Основное внимание при этом было уделено решению проблем, обусловленных отсутствием необходимого опыта у участников внешнеторговых операций: возникала опасность, что содержание согласованных ими арбитражных оговорок могло приобрести патологический характер, то есть такие договоренности не могли быть реально исполнены. Также вполне частыми были случаи, когда стороны, заключившие соглашение об арбитраже, тем не менее не могли достичь соглашения по конкретным вопросам организации арбитражного процесса, что также нуждалось в регулировании, которое исключало бы блокирование реализации арбитражного соглашения.
Предусмотренный конвенцией механизм, насколько это было возможно в сложившихся условиях межгосударственных отношений, отражал сбалансированный компромисс в контексте отношений Восток – Запад. Для приведения в действие этого механизма конвенция отводила решающую роль торговым палатам стран-участниц. В приложении к конвенции был дан перечень национальных торговых палат, на которые были возложены функции, связанные с организацией и проведением арбитражного процесса в критических ситуациях, когда исполнение арбитражного соглашения оказывалось под угрозой. По запросу заинтересованной стороны руководящие органы торговой палаты страны, где находилась другая сторона, должны были принять меры для разрешения проблем, связанных с организацией арбитражного разбирательства, возникавших в силу дефектов арбитражных оговорок, включенных во внешнеторговые контракты, или в случаях, когда сторонам не удавалось достичь согласия по вопросам, решение которых было необходимо для реализации арбитражных соглашений.
Важным элементом этого механизма было также функционирование Специального комитета, который должен был избираться каждые четыре года, и процедура его формирования детально регламентировалась в приложении к конвенции. Международная торговая палата не была прямым участником данного процесса, но она оказалась косвенно вовлеченной в него. Выборы председателя и двух постоянных членов Специального комитета осуществлялись на паритетных началах. С одной стороны – торговыми палатами стран, где существуют национальные комитеты Международной торговой палаты, то есть в тот период времени, как правило, западноевропейских стран. С другой – торговыми палатами, где отсутствовали национальные комитеты Международной торговой палаты, которые на тот момент включали восточноевропейские страны и СССР. Беспристрастное функционирование Специального комитета должна была обеспечить ротация при избрании его председателя. Как правило, совещания представителей соответствующих торговых палат использовались для выборов председателя и членов Специального комитета от соответствующих групп стран.
В целом предусмотренный конвенцией механизм организации и проведения арбитражного разбирательства заменял собой необходимость для сторон, заключивших арбитражное соглашение, обращаться при возникновении проблем по исполнению арбитражных соглашений за поддержкой к судебным органам, которые обычно выполняли соответствующие действия в соответствии с национальным законодательством, регламентирующим арбитражное разбирательство в соответствующем государстве.
Следует отметить, что предусмотренный конвенцией довольно сложный механизм, действовавший в отношении организации и осуществления арбитражного процесса, в основном был направлен на преодоление трудностей, которые могут возникать, когда действия в поддержку арбитражного разбирательства должны предприниматься на территории восточноевропейских стран, где судебные органы для этих целей практически не использовались.
В этой связи необходимо упомянуть, что 17 декабря 1962 года под эгидой Совета Европы было принято соглашение относительно применения Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже. В соответствии с этой конвенцией было признано необязательным применение правил, регулировавших механизм организации и осуществления арбитражного процесса, предусмотренный в конвенции, в случаях, когда все стороны арбитражного разбирательства были из стран, в которых существовали национальные комитеты Международной торговой палаты, то есть из стран Запада.
Государства, участвовавшие в разработке конвенции, отдавали себе отчет в том, что ее применение, по крайней мере на начальном этапе, будет сопряжено с известными трудностями в силу серьезных политико-экономических различий между капиталистическими и социалистическими странами. Результатом было то, что они позаботились также о создании дополнительных предпосылок, наличие которых могло бы способствовать успешной реализации положений конвенции, а вместе с тем и положительно влиять на развитие международной торговли. В заключительный акт специального совещания представителей, уполномоченных разработать и подписать Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже, была включена рекомендация торговым палатам стран-участниц консультироваться между собой по поводу мер, которые могут быть полезными для применения конвенции и развития арбитража.
Таким образом, появилась возможность создания своеобразного консультативного механизма, который прежде всего был направлен на обеспечение надлежащего соблюдения конвенции в странах-участницах и развитие международного коммерческого арбитража в отдельных европейских странах. Это, безусловно, имело большое позитивное влияние для стран, в которых внешнеторговый арбитраж как с точки зрения правового регулирования, так и практики его применения находился еще в процессе становления, что в известной мере было характерно для восточноевропейских стран.
В совещаниях по вопросам внешнеторгового арбитража, предусмотренных при принятии конвенции, от торговых палат восточноевропейских стран в основном стали принимать участие представители существовавших при этих палатах арбитражных институтов, рассматривающих внешнеторговые споры. С другой стороны в совещаниях принимали участие западные специалисты по международному арбитражу, представлявшие не только соответствующие торговые палаты, но и профессиональные круги, связанные с практикой международного арбитража.
В дальнейшем такие регулярно проводившиеся совещания специалистов по международному арбитражу из Западной и Восточной Европы стали рассматриваться в качестве заседания международной группы специалистов по международному арбитражу, получившей название «Арбитражная группа Восток – Запад». Иными словами, была создана площадка, где представители разных европейских стран, участвовавшие в практическом осуществлении арбитража, получили возможность на регулярной основе не только обсуждать вопросы, связанные с применением Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже, но и обмениваться информацией по актуальным вопросам законодательства и практики внешнеторгового арбитража в своих странах.
В процессе организации и проведения этих консультативных совещаний координационные функции со стороны Запада приняла на себя Международная торговая палата в лице руководства Международного арбитражного суда, действующего при ней. Заседания группы стали достаточно регулярно проводиться попеременно либо в Международной торговой палате в Париже, либо по очереди в столицах государств социалистического лагеря, где действовали внешнеторговые арбитражные институты при торговых палатах этих стран.
В последующие десятилетия, особенно в 1990-е годы, произошли серьезные изменения в политическом климате как в глобальном, так и в региональном масштабе, которые также оказали влияние на развитие международного коммерческого арбитража. В этот период в большинстве восточноевропейских стран было принято законодательство о международном коммерческом арбитраже, которое было основано на Типовом законе ЮНСИТРАЛ. В этой связи предпосылки для применения механизмов, предусмотренных Европейской конвенцией о внешнеторговом арбитраже, в значительной мере утратили свою роль. В частности, во многих восточноевропейских странах были созданы национальные комитеты Международной торговой палаты, укрепили свое положение арбитражные институты при торговых палатах этих стран, получила более широкое развитие практика международного арбитража.
В связи с названными обстоятельствами в кругу участников Арбитражной группы Восток – Запад обсуждался вопрос о продолжении ее существования. Существовало мнение, что конвенция практически утрачивает свое значение и теперь, когда серьезное противостояние между различными группами стран в Европе уже практически отсутствует, консультативный механизм для обеспечения действия конвенции, выражавшийся в существовании Арбитражной группы Восток – Запад, не требуется. Однако вполне обоснованно победило мнение, что, несмотря на произошедшие изменения в политической обстановке, механизм, который позволяет обмениваться опытом и информацией по вопросам практики международного арбитража в Европе, должен существовать в интересах его дальнейшего развития, поскольку международный арбитраж изменился количественно и качественно, появились новые серьезные проблемы, которые заслуживают обсуждения на международном уровне. Одновременно было принято решение о том, что название группы «Восток – Запад» несет на себе отпечаток характерного для предшествовавшего исторического периода противостояния и уже не соответствует сложившемуся на континенте к тому времени политическому климату, поэтому от него следует отказаться. Так появилось современное название – Европейская арбитражная группа.
Для внешнеторговых арбитражных учреждений, находившихся в восточноевропейских государствах, сохранение деятельности Европейской арбитражной группы имело особый смысл. С исчезновением социалистического лагеря, экономическое сотрудничество в котором на протяжении нескольких десятилетий осуществлялось в рамках международной организации, а именно Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), также исчезли и предпосылки для постоянно осуществлявшегося сотрудничества, обмена опытом и информацией между арбитражными центрами при торговых палатах, находившимися на территории бывших социалистических стран. Такое сотрудничество включало в себя проведение регулярных встреч руководителей внешнеторговых арбитражных учреждений, обмен опытом, информацией об арбитражной практике по разрешению внешнеторговых споров и других аспектах, имевших практическое значение для их деятельности. Эти отношения развивались достаточно интенсивно на протяжении длительного времени и приносили большую пользу для практики внешнеторгового арбитража между внешнеторговыми организациями этих стран.
Отмеченные выше обстоятельства привели к тому, что находившиеся в бывших социалистических государствах Европы внешнеторговые арбитражные учреждения, а также вновь созданные арбитражные суды в образовавшихся после распада СССР государствах оказались без какого-либо механизма, который создавал бы возможность для проведения взаимных консультаций. Совещания в рамках Европейской арбитражной группы становятся единственным способом для этого и открывают возможность для арбитражных институтов осуществлять сотрудничество, обсуждать проблемы, имеющие значение для их деятельности, а также обмениваться опытом и другой актуальной информацией.
В настоящее время Европейская арбитражная группа, в которой принимают участие как авторитетные специалисты из западных стран, практикующие в области международного арбитража, так и представители практически всех внешнеторговых арбитражных судов, действующих на территории европейского континента, является важным форумом, где обсуждаются актуальные вопросы текущей практики международного арбитража, а также тенденции ее развития. Это создает условия для более прозрачного и предсказуемого положения в данной сфере международного сотрудничества, что, безусловно, способствует более широкому применению арбитража для разрешения международных коммерческих споров.
А. С. Комаров, д. ю. н., профессор Всероссийской академии внешней торговли