Получение иностранными арбитражными учреждениями разрешения на администрирование третейского разбирательства в России
Согласно изменениям, внесенным в законодательство в ходе арбитражной реформы 2016 года, для того чтобы осуществлять функции по администрированию арбитража на территории России, арбитражным учреждениям необходимо получать специальное разрешение Правительства РФ. Если местом арбитража является не Россия, а другое государство, по общему правилу получение разрешения иностранному арбитражному центру не требуется.
При этом стоит учитывать следующие факторы:
1. Некоторые виды корпоративных споров могут быть рассмотрены только арбитражным учреждением, получившим государственное разрешение, а часть из них может быть рассмотрена только в случае, если место арбитража находится в России и лишь при наличии специальных корпоративных правил (см. схему). Иными словами, иностранное арбитражное учреждение должно получить разрешение для того, чтобы администрировать такие корпоративные споры.
2. По мнению ряда российских судов, внутренние споры между российскими компаниями, не могут быть переданы на рассмотрение иностранному арбитражному центру и/или предусматривать место арбитража не в России, а в иной стране (см. нашумевшее дело Российско-Сингапурского центра № А40-219464/16-52-430). Данный подход вызван прежде всего желанием противостоять недобросовестным российским арбитражным центрам, пытающимся мимикрировать под иностранные арбитражные институты, чтобы обойти требование о получении разрешения.
Если дело подпадает под категорию споров, которые могут быть рассмотрены лишь арбитражным центром, получившим разрешение, отсутствие такого разрешения влечет риски отказа в приведении в исполнение на территории России соответствующего арбитражного решения. В остальных случаях арбитражное решение иностранного арбитражного центра, который администрировал спор с местом арбитража в России, но не получил разрешения, рассматривается в России в качестве решения ad hoc (для целей российского законодательства об арбитраже).
Согласно закону, иностранные арбитражные учреждения имеют право на получение разрешения в льготном порядке: в отличие от российских арбитражных центров, которые должны представить большое количество документов, иностранным арбитражным учреждениям достаточно подтвердить «широко признанную международную репутацию».
На практике, однако, арбитражные институты, планировавшие подачу заявок для получения разрешения, столкнулись с дополнительным «неформальным» требованием к ним – обязательному наличию зарегистрированного на территории России представительства арбитражного учреждения. Такое требование стало препятствием для иностранных арбитражных учреждений, поэтому на сегодняшний день ни один иностранный институт не получил разрешения Правительства РФ.
В этой связи осенью 2018 года планируется внести в законодательство поправки, касающиеся «исключения обременительных требований в виде открытия обособленных подразделений на территории Российской Федерации для иностранных арбитражных учреждений, которые не осуществляют администрирование внутренних споров». Вместе с тем сохраняется требование о наличии «общепризнанной международной репутации», критерий которой должно разработать Министерство юстиции.
По информации автора, несколько иностранных арбитражных учреждений внимательно следят за судьбой данных поправок, планируя обратиться за получением разрешения, когда процедура будет урегулирована. Получение такого разрешения рассматривается ими как демонстрация уважения, внимания к российским сторонам и заинтересованности в администрировании споров с их участием.
Схему "Arbitration of corporate disputes regarding companies incorporated in Russia under Russian law (as of 04.09.2018") you can find on page 21 Issue #2.
Анна Грищенкова,
партнер адвокатского бюро «КИАП», Москва