Секреты успеха Лондонской ассоциации морских арбитров
Кому корабли да барки,
а нам лишь кнуты да палки.
Русская пословица
Объем и важность морских перевозок в условиях современной глобальной торговли крайне велики. Объясняется это международным разделением труда, где точки производства и потребления географически удалены, а самым экономически оправданным способом доставки товара до потребителя является морской путь. В 2018 году объем мирового рынка услуг морских перевозок оценивался в 66,3 млрд долл. с перспективой роста до 80,7 млрд к концу 2025 года[1]. Тем не менее, даже несмотря на снижение объемов рынка морских транспортировок из-за COVID-19[2], рост числа нарушенных договорных отношений в связи с пандемией создаст предпосылки для увеличения числа споров, связанных с морскими перевозками. По этой причине роль специализированных арбитражных центров по спорам, связанным с торговым мореплаванием, будет возрастать.
В настоящей статье предлагается обзор деятельности одного из ведущих арбитражных институтов в этой области – Лондонской ассоциации морских арбитров (London Maritime Arbitrators Association, ЛМАА).
История создания ЛМАА
ЛМАА появилась в 1960 году в результате объединения арбитров Балтийской биржи (The Baltic Exchange), еще с конца XVIII века связывавшей в Лондоне купцов и судовладельцев. Однако предпосылки для создания ЛМАА возникли задолго до этого: уже в середине XVII века в сфере морской торговли и судоходства Европы появилась потребность в услугах специализированных арбитров, способных разрешать споры в области торгового мореплавания.
Арбитражные разбирательства обычно проходили в закрытом режиме перед членами общества морских брокеров. Постепенно в качестве арбитров к ЛМАА присоединились специалисты, обладающие широкими знаниями в других сферах.
ЛМАА не является арбитражным институтом и в отличие от других арбитражных учреждений, например МАК при ТПП РФ, ICC, LCIA, не администрирует арбитражные разбирательства. Разбирательства по регламентам ЛМАА проходят в порядке арбитража ad hoc. Именно поэтому для обеспечения качественного и эффективного процесса ЛМАА уделяет большое внимание квалификации и репутации аккредитованных арбитров.
В 2010 году ЛМАА отметила свое пятидесятилетие и выпустила сборник материалов о сокращении расходов, обеспечительных мерах, признании и приведении в исполнение своих решений и других вопросах[3]. Помимо этого, ЛМАА на постоянной основе публикует статьи по ключевым проблемам морского права и обзоры наиболее интересных судебных дел[4].
Структура органов ЛМАА
Высшим органом управления ЛМАА является комитет ассоциации, возглавляемый ее президентом. В структуре ЛМАА также действует панель медиаторов (Mediation Panel), панель медиаторов Балтийской биржи (The LMAA / Baltic Exchange Mediation Panel) и комитет по связям с членами ЛМАА (The Supporting Members Liaison Committee), состоящий из членов, представляющих все сектора судоходной отрасли как в Лондоне, так и за рубежом. В связи с расширением судоходной индустрии в Азии была создана аналогичная комиссия для Азиатско-Тихоокеанского региона.
Статистика ЛМАА
В последние годы лидером по количеству международных морских споров в арбитраже является Лондон – около 83%[5]. Даже несмотря на небольшое снижение в связи с Брекзитом в 2017 году, 1500 споров слушались в Лондоне, 140 – в Сингапуре, примерно 100 – в Гонконге и около 20 – в Дубае и Париже[6]. Однако уже в 2019 году в Лондоне было рассмотрено 1737 споров, в Сингапуре – 229, в Гонконге – 124[7].
Большинство морских споров в Лондоне разбираются по регламентам ЛМАА, и число таких дел за последние три года только растет. Согласно статистике ассоциации, количество исковых заявлений в 2017 году составило 1496, в 2018 году – 1561, а в 2019 году – 1756[8]. В целом за последние 10 лет показатели дел по регламентам ЛМАА оставались стабильно высокими[9].
При этом количество решений, вынесенных после проведения устных слушаний в 2010–2019 годах, достаточно небольшое, что свидетельствует о сохраняющейся тенденции преимущественного рассмотрения споров по регламенту ЛМАА по документам, без проведения слушаний.
Регламенты ЛМАА
Как отмечалось выше, ЛМАА не является арбитражным институтом и в полной мере не администрирует арбитражные разбирательства. Тем не менее ассоциация разрабатывает арбитражные регламенты, которые регулярно обновляются и адаптируются к современным реалиям. В настоящий момент действует редакция Арбитражного регламента ЛМАА от 2017 года, применяемая к спорам, начатым после 1 мая 2017 года (далее – Регламент)[10].
Обновление Регламента было направлено на ускорение арбитража и снижение издержек сторон, в связи с чем основными нововведениями в 2017 году стали:
1. Назначение единоличного арбитра президентом ЛМАА в случаях, когда стороны не договорились о кандидатуре самостоятельно (ст. 11 Регламента) в течение 14 дней с момента требования одной из сторон о назначении такого арбитра. Ранее сторонам было необходимо обращаться за таким назначением в Высокий суд Англии и Уэльса, что отрицательно сказывалось на скорости процесса.
2. В соответствии со ст. 10 Регламента в случае, если одна сторона назначила арбитра, а другая сторона уклоняется от обязанности сделать это, применяется ст. 17 Английского закона об арбитраже 1996 года, в соответствии с которой спор может быть рассмотрен арбитром, назначенным первой стороной и действующим в качестве единоличного арбитра[11]. Однако, если применимым правом является не английское право, а место арбитража находится за пределами Англии и Уэльса, во избежание потенциально возможной отмены или отказа в признании и приведении в исполнение арбитражного решения рекомендуется заранее согласовывать детальную процедуру назначения арбитров.
3. Обновленный регламент ЛМАА предусматривает улучшения в организации процесса. Например, введено правило об обмене анкетами (questionnaires), в которых стороны должны идентифицировать предмет и сумму спора, указать на необходимость вызова свидетелей, раскрытие документов, предварительное слушание и иные вопросы для более быстрого планирования арбитражного разбирательства (приложение 3 к Регламенту). При этом для согласования графика арбитража сторонам дается достаточно короткий срок – 21 день после обмена анкетами.
4. Статьи 3–5 приложения 2 к Регламенту также оговаривают сроки для обмена процессуальными документами сторон – 28 дней на исковое заявление и отзыв (встречный иск) на него и 14 дней для ответа на отзыв и встречный иск. Если сторона хочет представить дополнительную письменную позицию по спору, она должна обратиться за разрешением к составу арбитража, объяснив причины, почему такая дополнительная позиция необходима.
5. Для унификации и ускорения процесса Регламент включает приложение 4, предусматривающее детальные требования к форме свидетельских показаний, документов для слушаний, транскриптов и иных вопросов арбитражного разбирательства.
Таким образом, основные изменения Регламента отражают стремление ЛМАА сделать процесс разрешения морских споров более эффективным. В 2017 году ЛМАА дополнительно разработала арбитражные регламенты для небольших (LMAA Small Claims Procedure 2017 – с суммой спора не более 100 тыс. долл.) и средних споров (LMAA Intermediate Claims Procedure 2017 – с суммой спора от 100 тыс. до 400 тыс. долл.).
Арбитражные расходы
Одним из наиболее привлекательных преимуществ основного Регламента ЛМАА является правило о том, что при назначении арбитра или медиатора сторона платит 350 фунтов, внесения какого-либо регистрационного, авансового платежа или депозита не требуется.
В отношении арбитражных расходов для рассмотрения споров на средние суммы (LMAA Intermediate Claims Procedure 2017) установлен сбор за назначение арбитра в размере 350 фунтов, а также – в случае, если стороны не договорились о кандидатуре арбитра и арбитр назначается ЛМАА – дополнительный сбор в размере 350 фунтов.
Для небольших споров (LMAA Small Claims Procedure 2017) гонорары арбитров ограничены 4000 фунтов; если же стороны не договорились о кандидатуре арбитра и арбитр назначается ЛМАА, взимается дополнительный административный сбор в размере 350 фунтов. При этом, если арбитр рассматривал также и встречный иск, сумма которого превышает сумму основного иска, его гонорар увеличивается до фиксированной суммы в размере 2500 фунтов.
В отношении небольших споров (LMAA Small Claims Procedure 2017) также установлено ограничение взыскиваемых с другой стороны арбитражных расходов. Такая сумма не должна превышать 5000 фунтов в случае рассмотрения иска (4000 фунтов для арбитражей, начавшихся до 1 января 2019 года) либо 6000 фунтов при рассмотрении иска и встречного иска, превышающего стоимость основного (4500 фунтов для арбитражей, начавшихся до 1 января 2019 года)[12].
Регламенты ЛМАА также предусматривают механизм обеспечения оплаты арбитражных расходов (security for costs) и форму подачи такого заявления сторонами[13]. В соответствии с разделом Е приложения 1 Регламента состав арбитража может потребовать обеспечения арбитражных расходов, если сочтет это необходимым. Состав арбитража вправе установить конкретную дату, к которой должно быть предоставлено обеспечение, и то, какая из сторон должна его предоставить. Ранее арбитражные расходы должна была оплачивать сторона, ходатайствующая о проведении устных слушаний. Следовательно, в настоящий момент распределение бремени обеспечения арбитражных расходов сдвинулось в сторону уравнивания сторон.
В связи с распространением пандемии COVID-19 ЛМАА опубликовала рекомендации по проведению слушаний в онлайн- и смешанном формате[14]. Рекомендации содержат требования к подготовке к слушаниям (проведению тестовых звонков, направлению арбитрам согласованного расписания слушаний, списка участников слушаний с контактными данными для возможности запасной связи в случае возникновения технических проблем), устным показаниям свидетелей, этикету сторон во время слушаний, электронным документам и ряду других вопросов.
На сегодняшний день ЛМАА является лидером в сфере разрешения международных морских споров, чему способствует Арбитражный регламент, ориентированный на быстрое и качественное рассмотрение, и стремление ассоциации сделать разбор даже небольших споров в арбитраже комфортным и доступным для сторон.
Почему популярна ЛМАА?
Поскольку коммерческий морской транспорт, зарегистрированный под флагом Соединенного Королевства, совокупно составляет всего около 0,5% мирового дедвейта, лидирующие позиции Лондона объясняются не размером торгового флота, а другими факторами. Рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, это фактор английского права, которое широко распространено в регулировании отношений, связанных с международной морской индустрией. Английское право используется в договорах строительства, аренды, финансового лизинга, ремонта, обслуживания и модернизации, страхования и перестрахования судов и морских платформ и в иных сферах мореплавания.
В соответствии со ст. 6 Арбитражного регламента ЛМАА, если иное не согласовано сторонами, к арбитражному разбирательству по умолчанию применяется английское право, а местом арбитража является Англия. При этом ст. 7 Арбитражного регламента предусматривает правило, согласно которому к арбитражному разбирательству также применяется Английский закон об арбитраже 1996 года.
Важно учитывать и наличие хорошо разработанной и устоявшейся практики английских государственных судов в этой области.
Кроме того, значительная часть торговых морских судов зарегистрирована под флагами государств (так называемый удобный флаг), в которых действует система общего права (Либерия, Маршалловы острова, Гонконг, Сингапур, Багамы, Мальта, Кипр, Англия, Бермуды, Антигуа и Барбуда и др.). Это, несомненно, способствует выбору английского применимого права в контрактах.
Во-вторых, на протяжении многих десятилетий ЛМАА предлагает высококачественную базу для разрешения споров (регламенты, база знаний, методология и т.д.), что сделало ее центром притяжения представителей сторон и арбитров в этой области. Поэтому, если стороны морской перевозки выбирают английское право и Лондон как место рассмотрения споров, то логичным является разрешение споров именно по регламентам ЛМАА. Заключению арбитражных оговорок на ЛМАА способствуют и английские юристы, которые консультируют стороны по вопросам, связанным с мореходством. Очевидно, что такой подход способствует развитию рынка юридических услуг в Англии и продвижению Лондона как места арбитража.
В-третьих, ЛМАА постоянно повышает эффективность регламентов с целью ускорения арбитражной процедуры и уменьшения арбитражных сборов. Весьма распространена практика принятия арбитражных решений только на основе документов, без проведения слушаний (около 80% всех арбитражных решений[15]). Нормой по регламентам ЛМАА является вынесение арбитражного решения в течение шести недель[16].
В-четвертых, ЛМАА активно пропагандирует знания о морском арбитраже. С этой целью ежегодно проводятся образовательные и практические мероприятия[17], студенческий конкурс по международному морскому праву (International Maritime Law Arbitration Moot)[18], публикуется большое число статей по актуальным вопросам. Так, за последние несколько месяцев 2020 года были опубликованы рекомендации ЛМАА по проведению онлайн-слушаний[19], управлению санкционными рисками[20], вопросам назначения молодых арбитров[21] и иным актуальным темам.
В-пятых, высокая концентрация юристов и арбитров по морскому праву в Лондоне позволяет легко подобрать представителей, экспертов, арбитров по самым разным аспектам данной сферы права и бизнеса. Наконец, Лондон остается одним из ведущих мировых финансовых, страховых и проектных центров, а этот бизнес предпочитает разрешать споры там, где ему наиболее понятно и безопасно.
Таким образом, для создания ведущего арбитражного центра (в более широком смысле, чем просто создание арбитражного учреждения) необходимо появление арбитражной экосистемы, которая включит в себя большое число разных акторов и факторов. Опыт ЛМАА показывает, что для развития арбитража, в данном случае морского, вовсе не требуется создания классического арбитражного института – споры могут разрешаться и в режиме ad hoc. Не будем повторять максиму о том, что административно такую экосистему не создать – для этого нужно нечто большее, чем мечты государственных деятелей. Тем не менее это отчетливо видно при сравнении статистики ЛМАА (1737 споров в 2019 году) со статистикой МАК при ТПП РФ (7 споров в 2019 году[22]). В такой ситуации идея о том, что в стране не может быть много ПДАУ, не выглядит банальной, ибо 7 споров в год едва ли достаточно и для одного арбитражного учреждения.
В завершение следует отметить, что в связи с запросом бизнеса на качественные изменения в арбитраже (специализация, сокращение времени и издержек, использование комбинированных методов разрешения споров, создание понятной и предсказуемой арбитражной практики, внутренняя апелляция арбитражных решений, избежание конфликта интересов и др.) будет возрастать и роль профильных арбитражных центров. Такие центры быстрее и эффективнее адаптируются к меняющимся требованиям той или иной индустрии, а следовательно, способствуют ее активному развитию.
Виктория Гладышева, юрист «Мансорс»
Роман Зыков, партнер «Мансорс»
[1] URL: https://usscmc.com/sea-freight-forwarding-market-survey-report-2019-along-with-statistics-forecasts-till-2025-galus-australis/.
[2] URL: https://www.statista.com/statistics/1115417/year-on-year-change-sea-freight-forwarding-market-worldwide/.
[3] URL: http://www.lmaa.org.uk/50thAnn-conference.aspx.
[4] URL: http://www.lmaa.org.uk/Other-Papers.aspx.
[5] URL: https://lloydslist.maritimeintelligence.informa.com/LL1131782/London-arbitration-sees-continued-growth; http://www.hfw.com/downloads/001161-HFW-The-maritime-arbitration-universe-in-numbers-One-Year-On-May-19.pdf.
[6] URL: https://www.hfw.com/downloads/002203-HFW-Maritime-Arbitration-in-Numbers-July-2020.pdf.
[7]URL:https://www.law360.com/internationalarbitration/articles/1299776/london-remains-choice-city-to-arbit...; utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=internationalarbitration&read_more=1.
[8] URL: http://www.lmaa.org.uk/event.aspx?pkNewsEventID=208da443-7800-4720-84b3-7f4f3f5fc9ce.
[9] Здесь и далее приводится итоговое количество дел (арбитражных решений, назначений арбитров) по Арбитражному регламенту ЛМАА 2017 года с учетом применения упрощенных процедур (по регламентам LMAA Small Claims Procedures 2017 и LMAA Intermediate Claims Procedure 2017). Данные взяты из официальной статистики ЛМАА. URL: http://www.lmaa.org.uk/event.aspx?pkNewsEventID=208da443-7800-4720-84b3-7f4f3f5fc9ce.
[10] Полный текст Арбитражного регламента. URL: http://www.lmaa.org.uk/uploads/documents/THE%20ЛМАА%20TERMS%202017%20Clean.pdf.
[11] Полный текст ст. 17 Английского закона об арбитраже. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/23/section/17.
[12] URL: http://www.lmaa.org.uk/notes-on-fees.aspx.
[13] URL: http://www.lmaa.org.uk/SecurityForCosts.aspx.
[14] URL: http://www.lmaa.org.uk/uploads/documents/ЛМАА%20Guidelines%20for%20Virtual%20Hearings%20V1.pdf.
[15] URL: http://www.lmaa.org.uk/uploads/documents/Halliburton%20v%20Chubb%20-%20LMAA%20position%20paper.pdf.
[16] Bilbow A. The nuances of energy and commodities arbitrations’, CDR News (8 August 2017). URL: https://iclg.com/cdr/arbitration-and-adr/7499-energy-and-commodities.
[17] URL: http://www.lmaa.org.uk/news-article.aspx.
[18] Итоги конкурса 2020 года. URL: http://www.lmaa.org.uk/event.aspx?pkNewsEventID=e12739ae-59a7-4826-8bd4-c5dff32b1294.
[19] URL: http://www.lmaa.org.uk/uploads/documents/ЛМАА%20Guidelines%20for%20Virtual%20Hearings%20V1.pdf.
[20] URL: http://www.lmaa.org.uk/event.aspx?pkNewsEventID=49a41952-f3e4-48f2-aa8a-d8b6fa540d80.
[21] URL: http://www.lmaa.org.uk/event.aspx?pkNewsEventID=5ddcf4bf-c484-43fa-9f5b-4c235c9e53ed.
[22] Отчет о деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства за отчетный период 29 марта 2019 года – 1 апреля 2020 года, с. 5.