EN

Судебные ресурсы офшоров в помощь зарубежным взыскателям

Сентябрь 13, 2021

Британские Виргинские Острова (БВО) и Каймановы Острова считаются одними из наиболее популярных в мире офшорных зон. Правовые системы данных стран базируются на английском общем праве и принципах справедливости и дополнены законами, принятым местными законодательными органами, а также некоторыми актами парламента Великобритании.

Судебные системы БВО и Каймановых Островов – состязательные. Процесс контролируется одним судьей, который рассматривает письменные и устные доказательства и аргументы, прежде чем вынести решение.

Процессуальные правила обеих юрисдикций предусматривают взаимное раскрытие информации по ходу судебного процесса. Однако зачастую сведения могут потребоваться до начала судебных действий: чтобы определить наличие активов и целесообразность иска, обеспечить сохранность этих активов и даже инициировать собственно судебный процесс. Такую информацию, как правило, добровольно не раскрывают, а обязательства по ее предоставлению в рамках судебного процесса неактуальны до его начала. В подобных случаях потенциальные истцы вправе воспользоваться открытыми источниками информации и прибегнуть к некоторым особым правовым приемам.

«Информация – наиболее ценный из известных мне товаров»
Цитата из фильма «Уолл-стрит», 1987

Хотя диапазон общедоступных сведений о компаниях и активах на БВО и Каймановых Островах не так широк, как в других юрисдикциях, такая информация все же существует и может оказаться полезной. Источники, в которых ее можно найти:

  • Земельный кадастр. Доступен в обеих юрисдикциях, хотя объем данных несколько различается. Требует личного присутствия;

  • Авиационный реестр Каймановых Островов. Содержит информацию о 282 воздушных судах, включая наименования компаний-владельцев и серийные номера. Доступен онлайн;

  • Реестр морских судов. Доступен в обеих юрисдикциях. Здесь указываются регистрация яхт и иных судов, а также ипотека и залог, наложенные на зарегистрированные суда;

  • Коммерческий реестр. Содержит сведения о компаниях, зарегистрированных на БВО и Каймановых Островах: регистрационный номер, юридический адрес, дату регистрации, статус и уставной капитал (последнее – только на БВО);

  • Реестр директоров. Общедоступен на Каймановых Островах.

Таким образом, достаточно много сведений можно получить из публичных реестров. Однако более конфиденциальная информация (в частности, имена акционеров и бенефициаров компаний, данные о банковских счетах) доступна лишь через суд.

Все тайное становится явным

Как показывает дело БТА Банка[1], если компания, зарегистрированная на БВО, подозревается в мошенничестве, возможно вынесение Norwich Pharmacal order[2] в отношении регистрационного агента данной компании. Такое определение принуждает регистрационного агента раскрыть конфиденциальную информацию о компании (реестры акционеров, конечных бенефициаров и директоров). Аналогичный прием применим на Каймановых Островах.

Norwich Pharmacal order – это определение суда о раскрытии информации лицом, не являющимся стороной по делу, которое выдается для того, чтобы помочь потенциальному истцу получить сведения, необходимые для подачи иска. В большинстве случаев лицо, в отношении которого выносится определение, знает, кто совершил правонарушение, а пострадавшее лицо не может получить эти данные самостоятельно. Таким образом, в отсутствие определения Norwich Pharmacal пострадавший не способен защитить нарушенные права.

Существует три основных условия для вынесения определения Norwich Pharmacal:

  • имело или предположительно имело место правонарушение;

  • определение необходимо для обеспечения возможности подачи иска против правонарушителя;

  • лицо, в отношении которого выносится определение, вовлечено в правонарушение.

В упомянутом выше деле БТА Банка Восточно-Карибский Верховный апелляционный суд вынес Norwich Pharmacal order в отношении регистрационного агента. В соответствии с этим определением регистрационный агент был обязан раскрыть документы, содержащие имена директоров и акционеров ряда компаний, зарегистрированных на БВО.

Получить определение Norwich Pharmacal можно достаточно оперативно, зачастую всего за несколько дней. При этом заявитель обеспечивает оплату разумных расходов регистрационного агента, понесенных в связи с раскрытием требуемых сведений. Ставшую известной информацию разрешается использоваться только в указанных в определении целях. В Norwich Pharmacal order может содержаться запрет регистрационному агенту уведомлять клиента о факте определения – например, если есть основания полагать, что иначе активы будут выведены из-под взыскания.

«В моем словаре нет слова “невозможно”»

Фраза, приписываемая Наполеону Бонапарту

Norwich Pharmacal order, направленный против регистрационного агента, зачастую не предоставляет финансовой информации о предполагаемом ответчике. Однако есть альтернативные способы получения такой информации.

Юрисдикция Bankers Trust[3] позволяет заявителю обратиться с ходатайством о вынесении постановления в отношении банка третьей стороны и требованием раскрытия банковских документов оппонента. Для получения такого определения в отношении клиента банка, подозреваемого в мошенничестве, нужны веские основания полагать, что:

  • данное имущество принадлежит истцу;

  • истец был лишен его обманным путем;

  • задержка в получении информации может привести к растрате средств, прежде чем дело дойдет до суда.

Должна также существовать реальная перспектива того, что искомая информация может привести к обнаружению или сохранению активов, в отношении которых истец может предъявить имущественный иск.

«Черные лебеди» (Black Swan Orders)

В дополнение к вышеуказанным способам получения информации на БВО и Каймановых Островах ордер на раскрытие информации об активах ответчика может быть выдан в рамках досудебного приказа о заморозке таких активов. Действие обеспечительного ордера может распространяться как на непосредственно принадлежащие ответчику активы, так и на те, которыми он вправе распоряжаться, как если бы владел ими.

Суды БВО в течение практически 10 лет выносили подобные определения в поддержку зарубежных судебных процессов (при отсутствии какого-либо иска на БВО) на основе общей юрисдикции. Существование этой юрисдикции было установлено судебным решением в деле «Черного лебедя»[4].

Однако в мае 2020 года, рассматривая дело Broad Idea International Limited v. Convoy Collateral Limited, Апелляционный суд БВО постановил, что решение по делу «Черного лебедя» было ошибочным, и высказал мнение, что именно законодательный орган БВО должен предоставить судам необходимые полномочия на законодательном уровне.

В январе 2021 года законодатели БВО приняли важную поправку к Закону о Восточно-Карибском Верховном суде: теперь суд БВО обладает юрисдикцией для предоставления помощи в целях содействия существующему или потенциальному иностранному судебному производству. Это важное нововведение, которое на законодательном уровне закрепило юрисдикцию «Черного лебедя». На Каймановых Островах аналогичная юрисдикция законодательно закреплена в ст. 11а Закона о Верховном суде.

Таким образом, как на БВО, так и на Каймановых Островах существуют эффективные способы получения информации об активах должников.

Изабелла Прусская, адвокат

Денис Олару, советник

Carey Olsen


[1] JSC BTA Bank v. Fidelity Corporate Services Limited et al, BVIHCVAP 2010/0035. Дело касалось компаний, созданных для мошеннических действий. Несмотря на то что регистрационный агент не совершил преднамеренных правонарушений, суд постановил, что требования для вынесения определения были соблюдены.

[2] Norwich Pharmacal Co. & Others v. Customs and Excise Commissioners [1974], UKHL 6.F.

[3] Bankers Trust v. Shapira [1980], 1 WLR 1274 (CA).

[4] Black Swan Investment I.S.A. v. Harvest View Limited et al, BVIHCV 2009/0399 – решение, в котором предусматривалось, что на БВО существует юрисдикция по общему праву на вынесение самостоятельных судебных запретов в поддержку иностранного производства.