Заказные уголовные дела в арбитражном споре
Увы, сегодня государство мало способствует разрешению бизнес-конфликтов внесудебными, или альтернативными, правовыми способами. Поэтому стороны спора часто обращаются к уголовному преследованию оппонента. Ситуацию усугубляют коррупция и проблема профессионализма кадров в правоохранительных органах: правоохранители часто уклоняются от возбуждения уголовных дел в случаях, когда преступление очевидно. В других же ситуациях, когда налицо гражданско-правовой спор, внезапно одна или обе стороны становятся фигурантами уголовных дел, которые в обиходе именуются «заказными».
В этой статье мы остановимся на нескольких признаках, которые, как правило, позволяют отличить сфабрикованное уголовное дело от имеющего реальные основания.
1. Надуманность основания для возбуждения уголовного дела.
Основанием для законного и обоснованного уголовного преследования являются достаточные и достоверные данные, указывающие на признаки преступления. По заказным же уголовным делам чаще наблюдается прямо противоположная картина. Основанием для возбуждения уголовного дела становятся сведения, предоставленные заявителем и содержащие удобную ему характеристику возникшего спора. Бизнес-партнера с абсолютно иной (и потому нерелевантной для оппонентов) позицией, а также его доверенных лиц на стадии доследственной проверки никто не опрашивает. Картина спора на момент вынесения решения о возбуждении уголовного дела выглядит предельно односторонней.
2. Принятию решения о возбуждении заказного уголовного дела свойственна срочность.
Проверка сообщения об экономическом преступлении сопряжена с изучением большого количества финансовой документации и необходимостью опроса множества лиц. Правоохранительным органам для решения вопроса о возбуждении уголовного дела зачастую недостаточно не только общего (3 суток), но и максимального (30 суток) срока доследственной проверки.
Преждевременное возбуждение уголовного дела может повлечь его прекращение по реабилитирующим основаниям (например, в связи с отсутствием признаков состава преступления). А любой факт такого прекращения уголовного дела со стороны контролирующих инстанций оценивается негативно. По этой причине правоохранители на практике выносят «промежуточные» решения об отказе в возбуждении дела, выступающие де-факто механизмом продления сроков проверки. Несмотря на неконституционность такой практики, для должностных лиц она является типичной.
Напротив, именно быстрое возбуждение уголовного дела в короткий срок после подачи заявления, по которому проверка должным образом не проводилась, свидетельствует о заказном характере уголовного дела. Ведь весь уголовно-процессуальный инструментарий (заключение оппонента под стражу, наложение ареста на его имущество и т.д.) может быть применен лишь после возбуждения уголовного дела.
3. Заказное уголовное дело возбуждается сразув отношении конкретного лица.
В обычной практике по делам о «беловоротничковых» преступлениях процесс доказывания носит сложный характер, требующий проведения большого количества следственных действий, направленных на установление всех необходимых признаков преступления, а также личности совершившего это деяние. С целью недопущения нарушений прав лица, преждевременно наделенного статусом подозреваемого (обвиняемого), распространен механизм возбуждения уголовного дела «по факту обнаружения признаков преступления».
4. Нередки случаи, когда заказное уголовное дело возбуждено с нарушением правил подследственности.
Территориальная подследственность по общему правилу определяется местом совершения деяния, содержащего признаки преступления. Таким местом признается место совершения деяния, содержащего признаки преступления, где оно пресечено или окончено. Тем не менее не следует забывать и о различных исключениях, влияющих на изменение подследственности уголовного дела: статус лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование (п. «в» ч. 2 ст. 151, ст. 447 УПК РФ); место нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152 УПК РФ); орган, выявивший преступление (ч. 5 ст. 151 УПК РФ) и др.
Если же, учитывая все нюансы правил подследственности, возникают сомнения относительно органа, инициировавшего производство по делу, то имеются основания полагать, что дело возбуждено в месте, где у заявителя имелся административный ресурс.
5. Дополнительным признаком заказного уголовного дела (в случае, когда арбитражный спор заказчиком проигран) выступает наличие вступившего в законную силу решения суда по арбитражному спору, в котором уже дана оценка обстоятельствам возбужденного уголовного дела.
Буквальный смысл ст. 90 УПК РФ таков: «обстоятельства, установленные вступившим в силу решением арбитражного суда, признаются следователем без дополнительной проверки». А единственным способом опровержения преюдиции признается пересмотр судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. К их числу относится установление приговором суда совершенного при рассмотрении гражданского дела преступления (например, фальсификации доказательств).
На практике ситуация прямо противоположная. Нередко суды полагают, что преюдициальное значение решению арбитражного суда не придается, если:
̶ материалы уголовного дела содержат сведения о мнимости сделок, под прикрытием которых было совершено преступление;
̶ конкретные обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела (например, передача имущества его владельцем), в рамках арбитражного производства не исследовались.
Для каких целей возбуждается заказное уголовное дело в арбитражном споре?
Первая и, пожалуй, наиболее желаемая цель для заказчика – заключить оппонента под стражу. Находясь под стражей, бизнес-партнер не только пребывает в психологически тяжелом состоянии, подвергается различным угрозам и давлению, но и существенно ограничен в доказывании своей позиции по арбитражному спору.
Во-вторых, учитывая, что в арбитражном процессе арест на имуществопо статистике налагается лишь в трети случаев[1], оппонент пытается использовать эту меру уже с помощью контролируемого уголовного дела. Ведь в уголовном процессе статистика свидетельствует о том, что суды удовлетворяют более 80% ходатайств следствия о наложении ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ)[2].
И наконец, не менее важной целью заказчика является представление материалов уголовного дела в качестве доказательств по арбитражному спору. Причем, как показывает практика, незавершенность уголовного дела не влечет недопустимости полученных в его рамках доказательств для арбитражного процесса.
Какие меры предосторожности можно предпринять?
1. Фиксируйте каждую встречу с оппонентом на диктофон.
Наличие в такой записи выверенных формулировок, подтверждающих, что спор имеет признаки исключительно гражданско-правовых отношений, а также намеков, угроз или прямых заявлений со стороны оппонента даст в дальнейшем возможность обратить такие высказывания против него.
2. Подготовьте и обезопасьте оригиналы документов, подтверждающих правомерность и добросовестность ваших действий.
Сведения, подтверждающие отсутствие намерения совершить преступление, имеют важное значение для отстаивания невиновности. При возникновении риска уголовного преследования необходимо тщательно подобрать документы и еще раз проанализировать факты, подтверждающие гражданско-правовые отношения с заказчиком.
3. Определите круг людей, которые могут выступить потенциальными свидетелями.
Расследование по «беловоротничковым» преступлениям включает огромное количество хозяйственной документации, но приоритет отдается свидетельским показаниям. В них отражаются обстоятельства того, что происходило и кто (фактически или номинально) участвовал в заключении сделки. Поэтому в процесс переговоров необходимо вовлекать лиц, которые могут подтвердить законный характер действий и отсутствие намерения совершить преступление.
4. Максимально детально продумайте и подготовьте свою правовую позицию.
В рамках доследственной проверки или расследования уголовного дела последовательно и логично из допроса в допрос излагайте свою позицию. Неменяющаяся позиция, подтвержденная иными материалами, будет свидетельствовать о добросовестном характере ваших действий. Напротив, постоянное изменение показаний может сыграть против вас даже при наличии убедительных письменных доказательств.
5. Заблаговременно сверьте свою позицию со специалистами в сфере уголовного права.
Логика, используемая правоохранительными органами при доказывании преступления, значительно отличается от общепринятой, в связи с чем юристы общего профиля могут не до конца просчитать все риски той или иной правовой позиции и стратегии защиты.
Дарья Константинова, партнер, адвокат;
Дмитрий Данилов, юрист;
АБ «Забейда и партнеры», Москва
[1]См. статистику Судебного департамента при Верховном суде РФ, http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4890.
[2]См. статистику Судебного департамента при Верховном суде РФ, http://www.cdep.ru/index.php?id=79.