Назад в будущее
Эквадор известен своей неоднозначной и изменчивой позицией в отношении международного арбитража как инструмента защиты иностранных инвестиций.
По официальным данным, в рамках двусторонних инвестиционных договоров о защите инвестиций (BIT) Эквадор был ответчиком в международных арбитражных судах в общей сложности 27 раз, общая сумма исков составила 12 млрд долл. Стране пришлось компенсировать иностранным инвесторам около 1,5 млрд долл.[1]
Конституция Эквадора в 2008 году ограничила использование международного арбитража. В частности, ст. 422 гласит: «Запрещено заключать договоры или международные договоры, согласно которым эквадорское правительство в договорных или коммерческих спорах между государством и частными физическими или юридическими лицами уступит суверенную юрисдикцию международным арбитражным органам. Исключаются договоры и международные договоры, предусматривающие урегулирование споров между государством и гражданами в региональных арбитражных органах или судах Латинской Америки».
В 2009 году Эквадор денонсировал свое участие в Вашингтонской конвенции. А в мае 2017 года президент Рафаэль Корреа подписал ряд указов, прекращающих действие 16 двусторонних договоров о защите инвестиций, с основной целью – ликвидировать предусмотренную в них возможность сторон обратиться в международный арбитраж.
Тем не менее после инаугурации нового президента Лени́на Морено 24 мая 2017 года эта политика начала меняться. 8 марта 2018 года Эквадор опубликовал новый вариант соглашения о защите инвестиций. В частности, в нем предусматривается использование местных арбитражных центров Эквадора или латиноамериканских региональных арбитражных органов, а также создание специализированного третейского суда. Пока неясно, будет ли это модельное соглашение воспринято международным сообществом.
21 августа 2018 года Эквадор сделал еще один важный шаг на пути к укреплению международного арбитража в стране, приняв «Закон о продуктивном развитии, привлечении инвестиций, создании рабочих мест и обеспечении стабильности и сбалансированности бюджета». В ст. 37 этого закона сказано: «Инвестиционные договоры. В соответствии с законом государство Эквадор должно согласовать национальный или международный арбитраж для урегулирования споров, возникших из инвестиционных договоров. Для инвестиционных договоров, превышающих 10 млн долл. США, государство должно согласовать национальный или международный арбитраж в соответствии с законом.В случае когда государство вступает в международный арбитраж, инвестиционный договор будет предусматривать, что любые разногласия, связанные с инвестициями или контрактом, его несоблюдением, прекращением или недействительностью, будут разрешены, по выбору заявителя, путем арбитражного разбирательства в соответствии со следующими правилами, действующими на момент обнародования настоящего закона: (1) Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ при администрации Постоянной палаты третейского суда Гааги (CPA), (2) Арбитражными правилами Международного арбитражного суда Международной торговой палаты в Париже (IСС) или (3) Американской коммерческой арбитражной комиссией (CIAC). В любом случае правила экстренного арбитража применяться не будут».
Таким образом, наблюдается возврат к использованию арбитража в сфере инвестиций, хотя пока остается открытым вопрос о его применении в свете ст. 422 Конституции. На этот вопрос должен в скором времени ответить Конституционный суд Эквадора.
В новом законе также восстанавливается последний пункт ст. 42 «Закона об арбитраже и медиации», исключенный в 2015 году, а именно: «Решения, вынесенные в ходе международного арбитражного разбирательства, будут иметь такую же силу и будут исполнены таким же образом, как и решения, вынесенные в ходе национального арбитражного разбирательства».Эта норма отменяет предварительное признание решений, вынесенных за рубежом, а потому должна значительно упростить процесс их исполнения.
Интересно отметить, что 7 сентября 2018 года арбитражный трибунал Постоянной палаты третейского суда Гааги вынес решение в пользу американской нефтяной компании Chevron[2], которую в 2011 году эквадорский суд обязал возместить экологический ущерб, возникший из-за загрязнения района Лаго-Агрио. Арбитражный трибунал установил, что приговор эквадорского суда по оплате 9,5 млрд долл. «был получен путем мошенничества, взяточничества и коррупции».
В ответ на решение Гаагского арбитража правительственные органы Эквадора заявили, что проведут расследование и по его результатам могут привлечь к конституционной ответственности бывших членов правительства президента Рафаэля Корреа. П. 9 ст. 11 Конституции Республики предусматривает: «Государство должно немедленно осуществить право требования возмещения ущерба(derecho de repetición) против причинивших или ответственных за данный ущерб лиц параллельно с привлечением их к соответствующей гражданской, уголовной и административной ответственности».
Элина Мереминская, партнер Wagemann Аbogados & Ingenieros, Чили
[1]Convenio Bilateral de Inversiones reemplazará a Tratados de Inversiones. https://www.eluniverso.com/noticias/2018/03/08/nota/6657163/convenio-bilateral-inversiones-reemplaza....
[2]PCA CASE NO. 2009-23. https://www.italaw.com/documents/Chevron_v_Ecuador_SecondInterimAward_16Feb2012.pdf.